Как сказать “Я не знаю” по-английски
Интересный английский

Такие разные программы изучения английского

Изучать иностранный язык полезно всегда, и не только для собственного удовольствия. К сожалению, сегодня английский, язык учат не для собственного удовольствия, а по причине острой необходимости.

Как правило, необходимость эта связана с нашей работой: одни хотят, выучив язык, найти работу, другие  — поменять, третьи — не потерять, четвертые — продвинуться по служебной лестнице.

Прежде, чем приступить к выбору учебных курсов или подходящей языковой школы, решите для себя: «чего я ожидаю от занятий?» Другими словами, поймите, что вам требуется: научиться говорить? переводить? освоить терминологию? Возможно, вам следовало бы попробовать совершенно новый подход к изучению языка. Подход, который предлагает Технология Индивидуализированного обучения, разработанная сравнительно недавно, но уже активно используемая в некоторых образовательных учреждениях. Побывайте на сайтах, где рассказывается об этой методике, пройдите пробные уроки, пообщайтесь с учителями и методистами. Всегда есть смысл освоить что-то новое.
Если вы все-же остановите свой выбор на классике, то для начала, определитесь, какой из 5 основных типов учебных программ подходит именно вам:
  • Общий английский
  • Разговорный английский
  • Бизнес-английский
  • Английский язык для переводчиков
  • Английский для учителей английского

Общий английский, или Английский для общения

Эта программа для вас, если вы:

  • не знаете языка совсем, или говорите довольно посредственно;
  • готовы заниматься языком в течение длительного периода времени;
  • вас интересует «общий» английский, а не профессиональная специфика,

Учебная программа «Английский для общения», как правило, достаточно длительна. Вам потребуется не менее 3 месяцев. Занятия по этим программам обычно идут с интенсивностью 4-6 академических часов в неделю — такой темп считается наиболее приемлемым, потому что, с одной стороны, новые навыки отрабатываются достаточно быстро, а с другой — у вас достаточно времени для того, чтобы усваивать новый материал.

Учитель, преподающий по такой программе, наряду с достаточно подробным объяснением грамматики и лексики, должен уделять много внимания развитию разговорных навыков учащихся, используя для этого различные формы занятий — коммуникационные игры, «круглые столы», дискуссии и т.п. Чем выше доля разговорного элемента на занятии, тем больше пользы они вам принесут. Другими словами, учащиеся на занятии должны говорить больше и чаще, чем их учитель. Если это правило соблюдается, значит, у данной группы есть шанс выучить английский язык. Кстати о группах.

Не случайно занятия по программам «Английский для общения» проводятся именно коллективно. Практика показывает: разговориться или заговорить в группе удается гораздо быстрее, чем при индивидуальных занятиях. Дело в том, что когда выработавший стойкий иммунитет к английскому языку человек занимается один на один с преподавателем, он испытывает острый комплекс неполноценности от собственных ошибок и от невозможности выразить даже простейшие мысли и потребности по-английски. А вот если таких же, как и он, бывших двоечников у преподавателя несколько, студент начинает чувствовать себя несколько комфортнее: оказывается, не только у него проблемы с английским, не только он не понимает, ошибается, говорит глупости.

Разговорный английский

Если у вас нет времени на то, чтобы учить язык, а есть только 3 недели для того, чтобы научиться делать вид, будто вы говорите по-английски, то короткий курс разговорного английского — это как раз то, что вам нужно.

Программы разговорного английского обычно интенсивны (от 12 до 30 академических часов в неделю), краткосрочны (от 2 до 6 недель), и проводятся в небольших группах. Эти учебные программы не предполагают изучение теории — ни грамматике, ни лексике, ни фонетике вас не научат. Зато, если вы попадете на грамотные курсы, вас научат элементарному построению фраз и помогут в кратчайшие сроки отработать необходимый для выживания словарный запас. Такие программы очень полезны для тех, кто только начинает учить язык (они помогают избежать языкового барьера и сокращают общую продолжительность обучения), и тем, кто знал английский хорошо, но так давно, что забыл, когда это было, и кому теперь требуется восстановить утраченные навыки.

Бизнес-английский

Здесь самое главное — не путать две большие разницы — курсы профессионального языка и профессиональные курсы на языке. Английский для бизнеса означает, что вас будут учить языку, который используется в бизнесе (идиомы, формы обращений и составления документов, техника ведения переговоров, заключения сделок и т. д.), а не тому, как этот самый бизнес делать.

Деловым английским или специализированной лексикой лучше всего заниматься индивидуально или в мини-группе. Это связано с необходимостью отрабатывать и доводить до высокого уровня какие-то определенные навыки, например, владение терминологией. Вот почему специальный английский — вещь довольно дорогая.

Но есть недорогой вариант бизнес-английского, имеющего общую офисную направленность. Такой курс подойдет студентам или выпускникам вузов, начинающим специалистам, мелким и средним предпринимателям, коммерсантам, офис-менеджерам, то есть тем, кому не требуется специфика, а нужна языковая практика и основы языка.

На Западе очень редко занятия по программам иностранного языка для специфических, чисто коммерческих целей люди оплачивают самостоятельно. На такие курсы их обычно направляют работодатели — для повышения квалификации, приобретения конкретных и необходимых фирме в данный момент знаний и навыков. У нас же такая практика пока не сложилась. Если кто-то хочет пройти специальный языковой курс, то он, как правило, оплачивает его сам. Российские фирмы боятся вкладывать деньги в обучение сотрудников, понимая, что, получив профессиональную языковую подготовку, человек может сразу найти себе другое место работы.

Английский для переводчиков

Специфика данной области заключается в том, что профессиональный переводчик должен знать в совершенстве не один, а два языка: иностранный и, как ни глупо это звучит, родной. Да-да, не удивляйтесь, это не опечатка. Быть «носителем языка», говорить на нем с рождения не достаточно для того, чтобы переводить.

Профессиональный переводчик одинаково хорошо должен знать структуру, словообразование, фразопостроение не только иностранного, но и родного языка, обладать богатым и образным словарным запасом и обязательно — опытом работы. Поэтому занятия по программам подготовки профессиональных переводчиков должны вести не просто люди, свободно владеющие английским языком, а профессиональные лингвисты и филологи.

При этом, конечно, базовым условием< для слушателя является высокий исходный уровень английского, да и родного русского, языков. Подобные программы не помогут вам существенно повысить общий уровень знаний языка — они призваны лишь раскрыть специфику перевода. Программы «Английский язык для переводчиков» рекомендуются только для специалистов в этой области. Рядовому «пользователю» английского языка такая учебная программа ни к чему.

Английский для учителей английского

Учебные программы повышения квалификации учителей английского языка обычно состоят из двух частей:

  1. Современный английский язык
  2. Методики преподавания

Как правило, преподаватель английского, желая повысить свою квалификацию, хочет, во-первых, хотя бы краткосрочной разговорной практики с носителем языка, а во-вторых, хочет, чтобы ему рассказали о новых подходах к преподаванию английского как иностранного, о существующих методиках, их преимуществах и недостатках, о современных учебниках — какие книги использовать, какие дополнительные аудио- и видеоматериалы привлекать на занятиях.

Отечественным учителям английского языка целесообразно посещать подобные программы повышения квалификации только в том случае, если занятия проводят иностранные специалисты, которые безупречно говорят по-английски и чьи подходы к обучению языку существенно отличаются от тех, которые используют российские учителя, в противном случае вы зря потратите и деньги, и время, и нервы. Обращаю ваше внимание и на то, что занятия по программам «английский для преподавателей английского» у профессиональных образовательных центров, как правило, сравнительно дешевые, потому что проводятся они не для того, чтобы заработать, а из соображений престижа.