Как выучить английский по детективам
Интересный английский

Разнообразные теории изучения языка

Как выучить иностранный язык? На этот вопрос отвечает целый ряд разнообразных теорий об изучении языка. В этой статье. кратко представлены некоторые из них — наиболее популярные.

Почти каждый год появляются новые теории о том, как именно мы приобретаем навыки владения иностранным языком. Некоторые их них умирают сразу после своего появления, другие живут долгие годы. Здесь мы кратко рассмотрим в некоторые из наиболее популярных теорий об изучении иностранных языков. Многие методы используются и в российских учебных заведениях, как в традиционных, так и инновационных онлайн школах, включая целый ряд интернет-проектов дистанционного обучения.

Многообразие интеллекта

Разработанный в 1980 году доктором Гарвардского университета Говардом Гарднером, этот метод утверждает, что каждый из нас в отдельности является «умным» по-разному в девяти категориях. Эти девять категорий интеллекта в настоящее время определяется как:
  • Вербально – лингвистический. Люди этого типа  в качестве средства языкового выражения используют слова.
  • Визуально – пространственный.  Люди сильны в определении цвета и формы, как правило, это —  архитекторы, дизайнеры, инженеры.
  • Логико – математический. У людей этого типа сильны навыки владения компьютером, программирования, расчетов и обработки данных.
  • Музыкально – художественный. Помните Майкла Джексона? У него был очень ярко выраженный музыкально — художественный тип интеллекта.
  • Телесный – Кинестетический. Этот тип интеллекта присущ спортсменам, танцорам, акробатам и другим людям, занятым физической культурой.
  • Межличностный. Вспомните о дипломатах и очень общительных людях, которые лучше всего узнают мир, взаимодействуя другими людьми.
  • Интровертный. Часто люди с интеллектом этого вида – выбирают автономный труд. Среди них много  писателей или серьезных ученых, которые, как правило, не часто взаимодействуют с другими людьми.
  • Натуралистический. Это тип интеллекта свойственен для любителей природы и окружающей среды, мыслительные способности которых буквально расцветают на открытом воздухе.
  • Духовный – Часто рядом с набожностью ставят «чистоту помыслов», но «благочестие» само по себе является проявлением сильного интеллекта духовного типа.

Гарднер предположил, что у всех нас есть интеллект в каждой из этих областей, хотя каждый человек обладает каждым из этих типов, хотя и в различной степени, и это делает всех уникальными.

Коммуникативный подход

В настоящее время коммуникативный подход — чрезвычайно широко распространенная теория обучения языку. Ее применяют многие  образовательные учреждения, поскольку она почти исключительно нацелена на получение учениками коммуникативных языковых навыков —  чтение, письмо, слушание и разговор. Грамматика и структура языка преподаются и изучаются здесь «в контексте». Теория познается с использованием языка, а не путем запоминания таблиц, спряжений и грамматические правила. Учащиеся, использующие этот подход, смотрят видео, слушают аудиозаписи, пишут эссе, рецензии, отчеты, сочинения, телефонограммы и даже списки покупок, все это помогает выразить свои мысли.

Общая физическая реакция

Хотя этот метод и не используется в отрыве от других методов обучения иностранным языкам, он часто применяется в детских классах. Этот метод, разработанный доктором Джеймсом Дж Ашером в 1970-х годах, основан на увязке физического движения с овладением языком. Вспомните игру «Саймон говорит», и вы поймете, в чем главная идея. В этой игре ведущий (Саймон) отдаёт приказы игрокам примерно так: «Саймон говорит: сделай то-то». Как правило, просит их выполнить простые действия — подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши и т.п. В самом методе жесты и движения подобраны так, чтобы пополнялся словарный запас учеников.

Метод грамматики и перевода

Разработанный в начале 20-го века, когда лингвисты начали расшифровку «кода» языка, с тем чтобы сочинить логический метод преподавания иностранного языка, этот метод успешно используется и до сих пор. В качестве основы используется книга, короткий рассказ, статья или просто разговорное выражение. К тексту дается описание используемой  в нем грамматики и лексики (как правило, в сносках или примечаниях). Учащимся предлагается выучить грамматические правила, новые слова и спряжения глаголов для того, чтобы «расшифровать» письменный текст. Этот метод довольно эффективен, но утомителен и его бесконечные повторения для большинства изучающих иностранный язык быстро становятся скучными.

Европейский Прямой метод

Этот метод был самым популярным с конца 1980-х годов до начала 1990-х. Программа разделена на уроки специализированных типов — чтения, письма, грамматики, аудирования, произношения и видео. Каждый из типов урока посвящен своему аспекту иностранного языка. Модель каждого урока, как правило, следует общему шаблону «РРР»  Presentation, Practice and Production =  презентация, практика и творчество.
  • Презентация – учитель представляет тему с помощью примера, изображения, текста в учебнике или истории из личного опыта;
  • Практика — учащиеся запоминают короткие списки ключевых слов, которые используются на уроке, а затем практикуют новую лексику в общении между собой в классе;
  • Творчество — в этой заключительной фазе ученики закрепляют свои знания без «руководства» со стороны учителя и без каких либо ограничений в использовании языковых элементов, которые они только что изучили.

Естественный подход

Разработанная в конце 1980-х годов лингвистом исследователем Стивеном Д. Крашеном и преподавателем испанского языка Трейси Терреллом, эта теория опирается на естественный метод обучения, посредством которого большинство из нас изучали свой родной язык. Здесь  не изучают учебники, не запоминают списки слов, не зубрят спряжения глаголов и не заучивают грамматические правила, ведь когда мы были детьми, то учили язык, даже не зная об их существовании. В естественном методе обучения больший упор делается на подражание через использование живого языка в контексте и в разнообразных ситуациях.

В короткой статье мы кратко затронули несколько теорий. Это всего лишь небольшая часть множества теорий о приобретении языковых навыков, которые сегодня активно используются или использовались ранее. Каждый из них может быть весьма эффективным для изучения языка и выбирать оптимальный метод нужно в зависимости от ваших потребностей и знаний, которые уже имеются у тех, кто изучает иностранный язык