Фокусировка и глубина резкости
Телевидение

Фокусировка и глубина резкости

Фокусирование является действием настройки элементов объектива для получения четкого изображения на фокальной поверхности. Объекты по любым сторонам этой фокусной зоны также могут выглядеть достаточно четкими в зависимости от их расстояния от объектива, апертуры объектива и угла объектива. Область, охватывающая объекты, находящиеся в приемлемом фокусе, называется глубиной резкости.

Введение в фокусировку

На глубину резкости влияют три переменные

  • расстояние от камеры до основного объекта в фокусе
  • апертура объектива
  • выбранный угол объектива
Глубина резкости может быть значительной, если выбран самый широкий угол масштабирования, и, при работе с маленькой апертурой, выбран объект для фокусировки на определенном расстоянии от объектива. При наплыве на этот объект глубина резкости или зона приемлемой четкости возрастет. Интересно, что  проблемами резкости и фокусировки занимаются в самых разных отраслях, а не только в телевидении и кинематографии. В частности, оптические приборы разрабатываются, например для геодезистов и для охотников. Оптические новинки используют и в медицине, и в электросвязи, и в астрономии, и в компьютерной технике. И везде специально заостряется проблема резкости изображения.

Сервоуправление фокусировкой

Если телекамерой управляют при помощи большого видоискателя, фокусирование обычно происходит при помощи сервоуправления большого вала, установленного справа от камеры. Положение регулятора фокусирования и его работа будут отличаться в разных странах, но обычной нормой в Великобритании является поворот вала по часовой стрелке для масштабирования фокуса (то есть объектов ближе к камере) и поворот вала против часовой стрелки для объектов, находящихся дальше от объектива. Если используется переносная камера с монокулярным видоискателем, то фокусировка обычно происходит при помощи фокального кольца на объективе.

Непрерывное изменение фокуса

Телевидение обычно является средой обитания «говорящих голов», и глаза должны быть в резком фокусе. Самый резкий фокус можно проверить «за кадром», при помощи качания фокусной зоны позади, а затем перед глазами. Определить «в кадре» какая плоскость изображения в фокусе, более сложно.

Вы, как телеоператор, сначала должны определить потерю фокуса, но это можно сделать, только если точность видоискателя лучше, чем у изображения зрителя, а плоскость самого резкого фокуса видна без качания фокуса.

Как только камера или объект начинают двигаться, будет наблюдаться потеря фокуса, которую требуется скорректировать. Искусство фокусирования – это знание того, как фокусировать и не передержать. Тренируйтесь непрерывно изменять фокус, когда кто-то приближается к вам (норма в Великобритании – поворачивайте вал по часовой стрелке). Поворачивайте вал против часовой стрелки по мере того, как объект удаляется от камеры. Тренируйтесь переводить фокус с одного объекта на другой.

Focus and depth of field

Introduction to focus

Focusing is the act of adjusting the lens elements to achieve a sharp image at the focal plane. Objects either side of this focus zone may still look reasonably sharp depending on their distance from the lens, the lens aperture and lens angle. The area covering the objects that are in acceptable focus is called the depth of field.
The depth of field can be considerable if the widest angle of the zoom is selected and, whilst working with a small aperture, a subject is selected for focus at some distance from the lens. When zooming into this subject, the depth of field or zone of acceptable sharpness will decrease.

Capstan servo control

If the television camera is being operated from behind the camera using a large viewfinder, focusing is usually achieved by a capstan servo control mounted on the right of the camera. The position of the focus control and its operation will vary depending on country, but the standard convention in the UK is to turn the capstan clockwise to focus forward (i.e. objects closer to the lens) and to turn the capstan anti-clockwise for objects further from the lens. If a portable camera is being used with a monocular viewfinder then focus is usually controlled by the focus ring on the lens.

Follow focus

Television is often a ‘talking head’ medium and the eyes need to be in sharp focus. Sharpest focus can be checked ‘off-shot’ by rocking the focus zone behind and then in front of the eyes. Detecting ‘on-shot’ which plane of the picture is in focus is more difficult.  You, as the camera operator, must be the first to detect loss of focus, but this can only be achieved if the viewfinder definition is better than the viewer’s image and the plane of sharpest focus can be seen without rocking focus.

As camera or subject moves there will be a loss of focus which needs to be corrected. The art of focusing is to know which way to focus and not to overshoot. Practise following focus as someone walks towards the lens (UK convention — turn the capstan clockwise). Turn the capstan anti-clockwise as the subject moves away from camera. Practise throwing focus from one subject to another.