Телевидение

Костюмы и освещение

Этот метод используется в драматических постановках, особенно в исторических драмах, если костюм является слишком отражающим, или имеет чересчур яркий цвет и слишком отвлекает от действия.

В прошлой статье мы рассмотрели проблемы создания актуального макияжа для ТВ программ. Сегодня наше внимание приковано к вопросу о том, как макияж и костюмы влияют на работу инженера по изображению. Известно, что если одежда на герое слишком темная или чересчур отражающая, то ее цвет может выходить за рамки  динамического диапазона камеры, кроме того, проблемным для видеосъемки является любой образ, где одежда, которая имеет узор из тонких полосок  или на ней имеются повторяющиеся мелкие детали.

Хитрости создания образа

Многие художники по  костюмам и гриму знают, что детали на темной одежде можно сделать более заметными, если открыть диафрагму объектива. Однако это может повлиять на тон лица, так как делает лицо чересчур освещенным. Бороться с этими явлениями при помощи приемов светоинженерии невозможно, придется применять знания, полученные визажистами на курсах косметологов и стилистов. Так, например, не секрет, что увеличение уровня освещения будет иметь тот же эффект (избыточное освещение лица), если только нет возможности добавить свет избирательно – только в области темной одежды. Это решение совершенно неприемлемо, если артисты по съемочной площадке передвигаются. Решением является использование средств декоративной косметики или введение некоторого дополнительного сжатия черного или изменение гамма-коррекции. К сожалению, все технические решения вносят в картинку дополнительный шум. Этот шум и является той ценой, которую надо платить за дополнительное усиление в темных областях изображения.

Работа со светлыми костюмами

Мелкие детали в светлом костюме, который отражает более 60% света, будут потеряны. Для того, чтобы сделать их видимыми можно закрепить на нижнем уровне диафрагму объектива, однако это сделает тон лица недоосвещенным. Если это реализуемо, то можно выборочно уменьшить свет, попадающий на костюм. Когда ведущий неподвижен, например, в новостной программе, это можно сделать, используя вуаль на источнике основного  света для уменьшения освещенности артиста на переднем плане,  но не его лица! Альтернативный метод состоит в том, чтобы ввести точку перелома (порог) в передаточную характеристику камеры.

Это обеспечивает сжатие тональных значений выше точки «порога» и обеспечивает больший «запас» для диапазона входного света. Следует, однако, отметить, что:тон лица всегда должен иметь значение  ниже «порога», иначе тональные детали на лице будут потеряны; градации яркости выше «порога» сжимаются, то есть изображение перестает быть истинным тональным представлением оригинальной сцены.

Другие способы коррекции образа

Еще один простой способ заключается в том, чтобы «окунуть» неудобный костюм в легкий серый краситель или в холодный чай на несколько секунд, после высыхания, костюм надо положить рядом со шкалой серого и удостовериться, что его тональное значение ниже 100% видеосигнала, то есть имеет отражательную способность менее 60%. Этот метод используется в драматических постановках, особенно в исторических драмах, если костюм является слишком отражающим, или имеет чересчур яркий цвет и слишком отвлекает от действия.

Костюмы с повторяющимися  мелкими деталями создают проблемы «кросс-цвета». Когда мелкие детали в сигнале яркости представляет собой высокую частоту, сравнимую с частотой  цветовой поднесущей, то система декодирования расшифровывает его, как цветовую информацию (переключается на попеременные строки в системе PAL). В результате  при воспроизведении цвет картинки раздражающие «дергается». Как правило, для того, чтобы уменьшить этот эффект оказывается достаточно небольших  изменений в размере кадра, то есть изменений размеров деталей.

*  *  *

Costume and lighting

Costume problems which affect the vision control operation are: clothing which is too dark or too reflective, i.e. outside the camera dynamic range; clothing which has a fine check pattern or any regular fine detail. Detail in dark clothing could be made more visible by opening up the lens iris. However, this would affect the face tone, making the face tone overexposed.

Increasing the lighting level would have the same effect, unless one could add light selectively
to the area of dark clothing. This would be most impractical for moving artistes. The solution is to introduce some additional black stretch or change the gamma correction. Unfortunately, both of these introduce extra noise, the price one has to pay for providing extra gain in the dark areas of the picture.

Detail in light-colored costume which reflects more than 60% of the light will be lost. To make it visible one could stop down the lens iris; however, this would make the face under-exposed. If practical, one could selectively reduce the light on the costume. With a fixed presenter such as a newsreader this is possible, using a veil on the keylight to reduce the illuminance on the front of the artiste — but not the face!

An alternative to this would be to introduce a knee in the camera transfer characteristic. This provides a compression of the tonal values above the knee and provides more ‘headroom’ for the range of input light. It should, however, be noted that the face tone must always be below the knee value, otherwise tonal detail will be lost in the face; above the knee the tonal gradation is compressed, i.e. no longer a true tonal representation of the original scene.

Another easy option is to ‘dip’ the offending costume in a light grey dye or cold tea for a few seconds; after drying, the costume can be put against a grey scale and checked to see that its tonal value is below 100% video signal, i.e. less than 60% reflection. This technique is used in drama, especially period drama, when a costume is too reflective or too vibrant a color and is too distracting.

Costumes with regular fine detail create a problem of ‘cross-color’. When fine detail in the luminance signal represents a high frequency, comparable to the color sub-carrier frequency, the decoding systems decode it as color information (switching on alternate lines for the PAL system). This results in an annoying ‘twitching’ color pattern being displayed. Usually, a small change in shot size is sufficient to reduce this effect, i.e. change the size of the detail.