словарь по видеомонтажу
Телевидение

Принципы работы кинооператора

Существует несколько основных визуальных приемов, которыми пользуется большинство операторов вещательного телевидения.

Технические приемы «невидимости»

Технические приемы «невидимости» делают упор на содержание кадра, а не на технологию его производства. Это позволяет получить непрерывный поток изображений, привлекающий зрительское внимание к повествованию и позволяет незаметно изменять план, выполнять смену кадра и, привлекая внимание к тому, что содержится в кадре, плавно переводить камеру на новую точку просмотра без отвлечения внимания зрителя. Эта техника в корне отличается от той техники видеосъемки, которую использует охранная сигнализация, оснащенная видеокамерами скрытого наблюдения. Сегодня многие охранные системы работают в тесном взаимодействии с датчиками движения и камерами видеонаблюдения, обеспечивая не только формирование сигнала предупреждения о проникновении, но и видеозапись состояния охраняемой территории.

Другие технические приемы

Существуют альтернативные приемы представления видеоматериала, которые специально привлекают внимание аудитории к средствам создания программы. Особое внимание придается методам создания и движениям камеры для имитации реализма неожиданной съемки или для того, чтобы напомнить зрителям о том, что перед ними — вымысел. Точно так же, как и в выпусках новостей, кажется, что камера следует за действием. Движения камеры в этом альтернативном приеме зачастую хаотичны, резко перескакивают с одного объекта на другой, не делают попыток скрыть переход кадра и специально акцентируют внимание зрителей на способах, при помощи которых изображение передается зрителю. Такое разрушение или нарушение стандартных условий «невидимого» плавного потока изображений может быть реализовано несколькими разными способами или с применением разных стилей. В целом, в производстве телепрограмм была принята «Голливудская» модель невидимых технических приемов.

Сбалансированный технический прием

Задачей этого краткого рассказа о работе телевизионного оператора больше, чем просто дать для запоминания список того, «что надо и что не надо» делать в ходе телевизионных съемок, наша цель — лучше понять, почему существуют эти правила видеоизображения. Большинство процессов съемки телевизионных программ базируются на сбалансированных технических приемах. Как отрегулировать кадр, как сделать наезд, какова должна быть высота помещения при определенном размере кадра — все это не просто вопросы личного вкуса, хотя вкус тоже часто влияет на композицию кадра – это еще результат девяноста с лишним лет работы, целью которой был «рассказ историй в картинках». Большинство этих правил создания видеоизображения было определено в ходе развития концепции невидимой техники. Знать о том, почему существуют правила операторской работы, лучше, чем просто держать в уме последовательность инструкций. Потом принципы невидимой техники можно использовать везде, где вы встретитесь с новыми требованиями к производству.

The basic principles of camerawork

There are a number of basic visual conventions used by the majority of camera operators operating broad- cast cameras. Many of these standard camera techniques were developed in the early part of the twentieth century when the first film-makers had to experiment and invent the grammar of editing, shot- size and the variety of camera movements that are now standard. As we discussed in Chapter 2, the ability to find ways of shooting subjects and then editing the shots together without distracting the audience was learnt by the commercial cinema over a number of years. The guiding concept was the need to persuade the audience that they were watching continuous action in ‘real’ time. This required the mechanics of film-making to be hidden from the audience; that is, to be invisible. Invisible technique places the emphasis on the content of the shot rather than production technique in order to achieve a seamless flow of images directing the viewer’s attention to the narrative. It allows shot change to be unobtrusive and directs attention to what is contained within the frame and to smoothly move the camera to a new viewpoint without distracting the audience.

Alternative technique

There are alternative conventions of presentation which intentionally draw attention to the means of production. The production methods and camera movements are emphasized in order to simulate the realism of the unrehearsed shot or to remind the audience that they are watching a piece of fiction. Similar to news coverage, it appears as if the camerawork is surprised by the action. Camera movement in this alternative technique is often restlessly on the move, panning abruptly from subject to subject, making no effort to disguise the transitions and deliberately drawing attention to the means by which the images are brought to the viewer. This breaking down or subverting of the standard convention of an ‘invisible’ seamless flow of images has a number of different forms or styles. In general, television production has adopted the ‘Hollywood’ model of invisible technique.

A coherent technique

The point of this brief history of camerawork is rather than simply committing to memory a list of do’s and don’ts about TV camerawork it is better to understand  these visual conventions exist. There is a coherent technique behind most TV camerawork. The way a shot is framed up, the way a zoom is carried out, the amount of headroom given to a certain size of shot is not simply a matter of personal taste, although that often affects shot composition — it is also a product of ninety-old years of telling a story in pictures. The development of invisible technique created the majority of these visual conventions. Knowing why a camerawork convention exists is preferable to simply committing to memory a string of instructions. You can then apply the principles of invisible technique whenever you meet up with a new production requirement.