Полезно знать

Коллективная работа и самоорганизация

Рациональная организация научной работы предусматривает максимальное использование комплекса индивидуальных особенностей ученого (исследователя), его нравственных и волевых черт характера.

Идеальный научный коллектив объединяет в себе различных людей. У них не только разные имена, уровень образования, знания иностранных языков и  демографические факторы. В составе коллектива встречаются различные психологические типы людей, ученые делятся не только на более опытных и молодых, но также и на генераторов идей и их исполнителей. При полном взаимопонимании и четком научном руководстве правильно организованный коллектив может значительно повысить эффективность работы над исследованием. Уровень подготовки результата работы, например, диссертации, научного отчета, монографии или даже дипломного проекта зависит не только от  индивидуальных возможностей руководителя, но и от коллектива.

Если взять, например, написание диссертации, то большое значение имеет принцип самоорганизации труда соискателя, поскольку научное творчество подвергается регламентации в предельных границах. Итак, каждый соискатель самостоятельно определяет комплекс по обеспечению своего успеха.

 

К элементам самоорганизации относятся:

  • организация рабочего места с обеспечением оптимальных условий для высокопроизводительного труда;
  • соблюдения дисциплины труда;
  • последовательность в накоплении знаний в течении творческой жизни;
  • Тщательный отбор и изучение исходного материала на русском и иностранных языках;
  • систематичность в соблюдении единой методики и технологии при выполнении разовой работы.

 

Достижения системности в работе требует выполнением определенных правил:

  • не начинать работу без четкого плана;
  • при выполнении большой работы следует освободиться от второстепенных дел;
  • прежде чем браться за работу, взвесить и распределить свои силы и время;
  • заранее готовить все необходимое для выполнения работы, чтобы не отвлекаться;
  • нельзя делать два дела одновременно;
  • творческую работу выполнять перед механической, сложную ‐ перед простой;
  • литературные источник на иностранном языке необходимо сначала прочитать на языке оригинала и выбрать важные моменты. Более точный перевод на русский язык выполнить (или заказать квалифицированному переводчику) толко в отношении действительно нужных сведений.
  • доводить начатую работу до конца и не распылять силы;
  • постоянно контролировать свою работу;
  • видеть конечную цель.

Таким образом, в самореализации большую роль играют самоограничение, дисциплина, самоуправление, самоконтроль и другие «само …», в том числе самостоятельность, то есть способность самому выявлять причины возникновения проблем и устранять их. Сюда относится также соблюдение трудового режима и графика работы, дисциплины мышления, способность сосредотачиваться, не нарушать логическое развитие идеи.

Не меньшее значение имеет принцип экономии или самоограничения, которым каждый ученый должен руководствоваться на всех этапах научного исследования. Принцип самоограничение проявляется, во‐первых, в том, что в любом исследовании следует ограничивать себя как по широте охвата темы, так и по глубине ее разработки. Во‐вторых, исследователь, вводя исследования в определенные временные рамки, тем самым уже ограничивает себя. Умение ограничивать особенно важно на стадии сбора материала ‐ среди огромного числа опубликованных работ на русском, английском, немецком, испанском и других иностранных языках необходимо выбрать и перевести на русский язык только то, что будет действительно полезным для решения поставленной перед исследователем задачи.

Этот принцип также предполагает освоение, как минимум, одного иностранного языка помимо обязательного знания английского, развитие и воспитание самокритичности, умение отстаивать свои убеждения. Это вызвано тем, что сама природа науки как сферы человеческой деятельности, направленной на выработку знаний, приводит к тому, что движущей ее силой является конфликт ‐ борьба научных школ, мировоззрений, противоречие между теорией и практикой, развитие критики и самокритики, неприятие догматизма и слепой веры в авторитеты. Отсюда каждому ученому, особенно начинающему, следует воспитывать в себе критическое отношение к результатам своего труда, к восприятию чужих идей и мыслей. Особенно большое значение имеет собственное творчество.

Целесообразно прежде всего попытаться найти собственные пути решения проблемы, свой путь научного поиска; изучение литературы будет полезным при условии, что позволит избежать ошибок. Важно не только доказать необоснованность какого научного положения другого ученого, но и предложить взамен теорию или метод, более справедливым, взвешенным.