Полезно знать

Психологические проблемы языкознания

Среди русскоязычных учащихся чрезвычайно распространено мнение о том, что практически любые проблемы, связанные с усвоением английского или любого другого иностранного  языка, обусловлены отсутствием у человека так называемых «лингвистических» способностей или языкового чутья.

 

Ошибка стереотипа

 

Стереотип мышления, который ставит знак равенства между сложностью восприятия языка другой страны и нехваткой неких «способностей», как и любые стереотипы, в корне неверен.

 

Опытные учителя знают, что, по большей части, проблемы с изучением иностранного языка никоим образом с талантами человека не связаны. А самым распространенным источником таких проблем является отсутствие у человека понятной мотивации к его изучению, а еще чаще — подсознательное отторжение самой возможности говорить на иностранном языке./p>
 

Ошибки родителей

 

Все мы знаем массу примеров, когда дети, закончив по настоянию родителей музыкальную школу, вообще не притрагиваются к инструменту. И это нас не удивляет. Значит, проводим психологическую параллель и видим, что ребенок, которого родители с малых лет заставляют заниматься языком, тоже, с большой долей вероятности. всей душой возненавидит этот предмет. Заглядывая еще глубже в психологию семейных отношений, вы зачастую увидите еще одну очень распространенную ошибку пап и мам. Они, например, в присутствии детей, или даже, обращаясь к самим детям говорят, например: «И кому он нужен этот английский? Я ни слова не помню со школы  — и живу».

 

Ошибки начальников

 

В последнее время нам часто приходится сталкиваться с тем, как уже довольно взрослых людей, состоявшихся специалистов, чья работа с иностранными языками никак не связана, начальники или кадровики в административном порядке отправляют на языковые курсы со слоганом «Учи! А то уволю.» Обязательность  иностранного языка в школе (где с нового года вводится ЕГЭ по иностранному языку) и в институте тоже не прибавляет студентам и школьникам положительных эмоций, связанных с языкознанием.  Люди редко любят то, что приходится делать «из-под палки»  и потому, что «так надо».

 

Ошибки учеников

 

Многие, тем не менее, с великим энтузиазмом берутся за уроки. Но затем их настырность куда-то исчезает и уже на втором месяце в группах появляются завзятые прогульщики или люди, не дающие себе труда выполнить домашнее задание. Здесь важно также и то, почему человек пришел в языковую школу. Кто-то начинает изучать иностранный язык от скуки. Многие молодые мамочки, сидящие в четырех стенах и имеющие время, решают, что его можно использовать с пользой для того, чтобы выучить, например, английский язык. Я, как репетитор со стажем, знаю, что с такими клиентами, как и с теми, кому язык нужен для продвижения по служебной лестнице,  работать не сложно. Гораздо хуже с другим контингентом – те, кто считает, что заплатив в кассу энную сумму денег, они должны получить знания непосредственно в мозг. Их слоган таков «Я Вам плачу – так что будьте любезны сделать так, чтобы я всё знал!»

 

Одним словом, прежде, чем грешить на отсутствие таланта к языку, приглядитесь к тому, какая психологическая обстановка окружает ученика. И сами увидите, кто и где ошибается, только поняв это, можно начинать менять отношение учеников к иностранному языку.