Специальный английский

Английский для журналистов

От будущих журналистов профессия потребует самых разных навыков, в том числе и уверенного знания иностранного языка, в частности для беседы с иностранными звездами. И это — камень преткновения для студентов факультетов журналистики.

 

Искусство интервью

Одним из камней преткновения для студентов факультетов журналистики, изучающих английский язык, является освоение навыков, необходимых для интервью. Этот жанр журналистики и так не слишком прост – ведь для того, чтобы публикация была интересной, необходимо уметь задавать вопросы, ответы на которые были бы интересны зрителям или читателям. При этом все реплики журналиста, даже при высказывании острых вопросов,  должны быть крайне тактичными, а сам интервьюер должен выказывать абсолютную  уверенность в себе.

Живое общение «на камеру», это – намного более сложная задача, чем подготовка пресс релиза или анонса однако владение словом, умение подать материал, способность заинтересовать читателя или слушателя важны в любом жанре журналистики. Владение же иностранным языком окажет неоценимую помощь и тем, кто беседует со знаменитостями, и тем, кто занимается рассылкой или обработкой пресс-релизов. Попробуйте интересно написать о том, что компания открыла очередной магазин или сотовый оператор ввел новый тариф, и Вы поймете. что подготовка анонсов и объявлений – труд не менее творческий.

 

Золотые правила

В свое время ВВС опубликовала несколько специальных советов о том, как обходиться с приглашенным на передачу гостем с тем, чтобы не выходить за рамки тактичности оставаться с ним до конца честным, даже в том случае, когда вопросы звучат сложные и, порой, по-настоящему жесткие вопросы.

Редакторы ВВС советуют журналистам быть весьма напористыми при обсуждении в студии спорного вопроса или стремясь узнать реакцию того или иного общественного деятеля на обвинения в его адрес, при этом, добиваясь правдивого ответа, журналист не вправе позволить собеседнику пренебрегать интересами тех, кто его слушает. Но при всем при том, по отношению к интервьюируемому репортер должен оставаться честным и тактичным. Известный британский телеведущий Робин Дэй сказал на этот счет: «Журналист имеет право и он даже обязан задавать неудобные вопросы от имени своей аудитории». Однако, как отмечет тот же автор, «неудобные» вопросы – это не синоним вопроса «бестактного».

 

Как задавать вопросы

Многие российские журналисты никогда не слышали об этих правилах, но это не мешает им интуитивно следовать им. итак, что же требует ВВС от своих ведущих в студии?

Во-первых, правила гласят – обязанность журналиста, который берет интервью, состоят в том, чтобы задавать вопросы, узнавать факты и мнения. При этом, готовясь к эфиру и входя в студию,  ведущий должен оставить в стороне все свои личные мнения, убеждения и  предрассудки. Его  вопросы должны быть объективными и отражать как можно более широкий спектр мнений.

Во-вторых, каким бы известным или авторитетным не был бы гость, в его присутствии журналист никогда не должен испытывать благоговейного ужаса. У ведущего также нет права обманывать аудиторию, специально избегая обсуждения тем, которые могли бы быть неудобными для собеседника, и задавая ему примитивные вопросы. По мнению ВВС интервьюер также не должен предварительно согласовывать с гостем студии свои вопросы. Но он и должен приглашать его «втемную». Гость студии должен знать, о чем в целом пойдет речь. Но, если гость получит полный перечень конкретных вопросов, журналисту будет намного сложнее проверить слова гостя в студии, оперативно уточнить полученную информацию  или предъявить контраргументы.

Очень важно также помнить о том, что ведущий программы вовсе не обязан вступать в полемику. Его задача — представлять интересы зрителей, которые имеют право знать, что происходит. Он – журналист, а не прокурор, не следователь и не психиатр. В то же время телеведущий обязан дать своему гостю возможность высказаться, помня при этом о жестком графике  эфирного времени.

 

Игра по правилам

Современная аудитория понимает и  принимает именно такой профессиональный  подход. Опросы показывают, что зрители и слушатели с интересом смотрят интервью, если журналист ведет себя предельно корректно, соблюдая правила хорошего тона.