Важные советы для написания диплома или магистерской диссертации
Подготовка диплома или магистерской диссертации – сложная работа, которую не следует воспринимать слишком легкомысленно. Между написанием диссертации либо диплома и курсовыми работами, которых вы уже немало защитили за время учебы, есть сходства и различия. Подготовка курсовой в этом контексте напоминает спринтерский забег на 100 м, уже к третьему курсу все студенты, как правило, умеют написать курсач достаточно быстро, так как во время семестра почти ни у кого нет лишнего времени для глубоких размышлений. А вот написание диплома – это, несомненно, бег на средние дистанции, ведь вам предстоит работать над одной темой в течение 3-4 месяцев. И это может быть довольно утомительным. Вместе с тем, во многих отношениях подходы к этим задачам весьма схожи.
В этой статье мы рассмотрим ряд различных аспектов написания диплома или диссертации, и дадим несколько ценных советов, которые помогут вам в процессе работы. Кто знает, быть может, главное в подготовке любой работы понять, что независимо от типа того, что именно вы пишете – курсовую, эссе, контрольную работу, дипломный проект или диссертацию – ваша цель создать законченный текст, написанный по всем правилам академической науки.
Как структурировать диплом или диссертацию
Написание научной работы в каждом случае является уникальным опытом, и поэтому единого мнения о том, как правильно ее структурировать, нет. При подготовке диссертации вам, вероятно, следует проконсультироваться с вашим научным руководителем, нелишним будет и пролистать научные работы других авторов, а также учесть тематику вашего собственного исследовательского проекта. Когда речь идет о контрольных работах по ходу учебы, то зачастую гораздо проще заказать курсовую профессионалам и освободить время для других учебных занятий, но диплом лучше писать самостоятельно.
Все магистерские диссертации в какой-то степени уникальны, однако вряд ли стоит слишком далеко отходить от одной из двух «классических» структур, которым принято следовать при подготовке научной работы. Первая возможность заключается в том, чтобы построить текст диплома как ряд журнальных статей, которые могли бы быть представлены для публикации в одном из профессиональных журналов вашей области знаний. Такая структура избавит вас от лишних усилий, и вам не придется писать отдельно диссертацию и отдельно статьи для публикации, однако такой вид диплома некоторым профессорам «старой закалки» может показаться чересчур новаторским, и прежде, чем выбрать его как основу своей работы, стоит обсудить это решение с вашим руководителем.
Более традиционный вид диплома или диссертации, скорее, напоминает книгу, состоящую из отдельных глав. Несмотря на то, что общее число глав в вашем случае будет зависеть от конкретного задания и глубины исследования, типовая научная работа, как правило, состоит из следующих компонентов:
- Титульный лист – страница, на которой представлена вся необходимая информация о дипломе или диссертации;
- Ведение — Краткое резюме проекта, включающее базовые понятия, описание методологии исследования и полученные результаты;
- Содержание — список глав, из которых состоит диссертация, с указанием страниц, где они находятся в тексте работы;
- Глава 1 — Предпосылки — описание вашего проекта и его логическое обоснование;
- Глава 2 — Обзор литературных источников, на основании которых подготовлен данный проект;
- Глава 3 — Методология — описание методов, использованных в исследовании;
- Глава 4-6 – Анализ исходных данных – это описание исходных данных и способов их анализа, которые вы предприняли в ходе выполнения технического задания;
- Глава 7 – Результаты — Основные выводы, основанные на анализе данных;
- Библиография — список цитируемых в диссертации (дипломе) литературных источников;
- Приложения — Дополнительные материалы, используемые в вашем исследовании.
Как избежать плагиата
Если вас уличат в плагиате, то это может стоить вам ученой степени, именно поэтому так важно знать, как избежать такого обвинения еще до того, как вы начнете писать текст диплома. Иногда авторы научных исследований оказываются плагиаторами абсолютно непреднамеренно. Как правило, это может произойти, если вы будете копипастить в свой диплом некоторые разделы чужих журнальных статей, которые вы цитируете. В таком случае гораздо лучше их слегка перефразировать и в конце указать источник данных. Всякий раз, когда вы представляете в диссертации какую-то информацию, которая не является вашей собственной идеей, убедитесь, что вы упоминаете ее источник в списке литературы, а также откажитесь от соблазна вставить текст точно в том виде, в каком он содержится в источнике. Обратите внимание, что на нашем сайте есть несколько отличных статей, посвященных вопросам плагиата, приведенные в низ простые советы, позволят вам легко пройти все поверки на антиплагиат.
Как правильно форматировать диплом
В различных университетах имеются различные правила по тому, как форматировать выпускную работу. Обязательно ознакомьтесь с ними перед отправкой диссертации в печать, чтобы избежать необходимости перепечатывать ее. А еще лучше заранее узнать все рекомендации вашего университета, и в текстовом редакторе создать соответствующий шаблон. Таким образом, текст, который вы напишете, сразу будет в нужном формате, и вам не придется тратить время на изменения в последние дни, когда времени всегда в обрез. Как правило, подавляющее большинство ВУЗов требует представлять готовые тексты в отпечатанном виде на бумаге формата А4, где для основного текста использован размер шрифта 12, с межстрочным интервалом 1,5 – 2. Обратите также внимание на требования к полям, к размерам текста для заголовков и подзаголовков, к оформлению рисунков, диаграмм, формул и таблиц. Выполнение всех этих требований вовсе не обязательно сделает вашу диссертацию более эстетически привлекательной, однако ваша задача не заключается в том, чтобы создать «красивый» текст. Вам нужно, чтобы члены аттестационной комиссии или Ученого совета увидели в вашем «томе» научную работу, заслуживающую присвоения ее автору искомой ученой степени или квалификации.