Как вспомнить английский язык
Блог учителя

Из истории дистанционного образования

Многим современным студентам всерьез кажется, что идея дистанционного обучения появилась в умах людей только после рождения Всемирной паутины. Это не совсем так. Просто в наши дни человек уже не может как в годы наших бабушек обучиться единожды и получить специальность раз и навсегда. при сегодняшнем безостановочном информационном росте учиться нам приходится практически всю жизнь. Если, конечно, мы хотим до самой пенсии оставаться востребованными профессионалами.

Обучение на расстоянии — не новая идея

 

Как я уже сказала, мысль о том, что для получения знаний вовсе не обязательно находиться в аудитории, по мнению ряда исследователей, самыми первыми опытами учить других на расстоянии можно считать рассылаемые по храмам, священные послания Святого Павла. Но это, конечно, некоторое преувеличение. Однако, достоверно доказано, что в 1840 году в Великобритании довольно заметным успехом пользовался курс стенографии Исаака Питмана (Isaac Pitman), который обучал своих студентов, рассылая задания почтовыми отправлениями. Это был первый опыт дистанционного обучения. Идея понравилась, и уже через десять с небольшим лет берлинский профессор иностранных языков Густав публикует сборник «обучающих писем», которые он использовал для преподавания иностранного языка для взрослых на расстоянии. Фактически, это именно он организовал первые в истории дистанционные курсы английского языка, а числу его последователей и подражателей несть числа

Высшее образование по почте

 

Во второй половине 19-го века University of London предоставил возможность сдать экзамены и получить диплом лондонского университета студентам, которые получали образования в некоторых других учебных заведениях из утвержденного списка, а уже с 1858 года сдать такие экзамены могли любые студенты, независимо от того, где они учились, и обучались ли в ВУЗе вообще. Дальнейшее развитие этой идеи привело к появлению целого ряда колледжей, в которых можно было пройти «обучение по почте». От Царицы морей не отставала и Америка. Там, в 1892 году в Университете Чикаго Вильям Рейни Харпер учредил теологический факультет внеаудиторного обучения. Его эксперименты с заочным преподаванием имели колоссальный успех. И скоро по всей Америке стали открываться курсы и школы с «обучением по почте».

Заочное образование XX-го века

 

В Советском Союзе, с его обширной территорией дистанционное образование получали сотни тысяч молодых людей каждый год. Высшая школа тех лет разработала свою особую модель такого обучения — заочное образование. В середине 1960-х годов в стране работало 11 полностью заочных университетов, а в каждом традиционном институте в обязательном порядке организовывались факультеты заочного обучения.

Китай тех лет стал пионером новой тенденции в образовании. Там после того, как «культурная революция» разрушила множество традиционных ВУЗов и образовалась нехватка квалифицированных кадров, в 1979 году была сформирована Национальная радиотелевизионная университетская сеть, в которой обучение студентов из разных провинций велось путем спутниковых трансляций лекций из Пекина.

Смена поколений

 

Если более внимательно посмотреть на всю вековую историю развития дистанционного образования, легко увидеть, как менялись поколения образовательных технологий. Сначала для заочного обучения использовали рукописные или печатные материалы, рассылаемые по почте. На втором этапе подключились средства связи телевидение, многие помнят школьные уроки по «третьему» образовательному каналу советского ТВ, а также познавательные радиопередачи. Третье поколение дистанционных курсов «заточено» под современные информационные технологии. Нынешние заочные университеты предлагают своим слушателям возможность получить специальность или повысить квалификацию, используя для этого все современные достижения телекоммуникационных технологий и возможности обработки цифровых мультимедийных материалов.