Степень интерактивности курса влияют как на успешность студента, так и на его удовлетворение процессом: в исследованиях есть весомые свидетельства в доказательство того, что более интенсивное привлечение студентов в результате непосредственной интеракции улучшает результаты обучения, что отражается на результатах тестов, оценках и чувстве удовлетворения студентов.
В многочисленных исследованиях оказалось, что одним из определяющих для качества учебного курса факторов есть степень его интерактивности, то, как он воспринимается учениками или студентами.
Результаты некоторых исследований свидетельствуют, что студенты реагируют на эффективно (или неэффективно) спроектированный дистанционный учебный курс определенным полностью очевидным образом. Эта реакция чаще всего проявляется в усилении или уменьшении желания и готовности применять разнообразные технологические ресурсы, сотрудничать с другими студентами, брать на себя труд запроса нужной информации у педагога или участвовать в совместной деятельности класса.
Исследования показали, что когнитивные успехи студентов являются значительно выше при учебе в интерактивном стиле, чем в даже хорошо структурированной системе компьютерной учебы, но эта интерактивность не сводится к взаимодействию ученика с педагогом: результаты взаимодействия между студентами оказались не худшими от результатов взаимодействия студента с педагогом.
Относительно структуризации (организации) взаимодействия, можно сказать, что запроектированная в виртуальной обучающей среде пропорционально взвешенная комбинация шагов, инициированных студентом, и шагов, инициированных педагогом, имеет большее значение для чувства удовлетворения от процесса учебы, чем просто хорошо структурированный (предметно) курс.
Кронье с соавторами выявил, что социальное взаимодействие играет центральную роль в стимулировании студентов к участию в учебном курсе и, в конечном счете, завершении его. Они использовали все доступные средства связи, чтобы получить нужную помощь или поделиться радостью. Задачи с вознаграждением настолько усиливали интенсивность курса, что некоторые студенты отмечали у себя так называемое «текучее состояние». Это понятие ввел Чиксентмихай для того, чтобы обозначить такое психологическое состояние субъекта, когда он захвачен своей деятельностью, и время для него проходит незаметно.
Для того, чтобы понять, как студенты могут справиться с отсутствием физического контакта, во время реализации дистанционного курса было проведено исследование на основе анализа языковых проявлений студентов. Оказалось, что многие участники переживали чувство одиночества и изоляции. Одиночество было причиной того, что повышался уровень неуверенности и тревоги; это состояние особенно заострялось ночью, тем более, когда возникала какая-то проблема и невозможно было получить помощь сразу.
Участники курса чувствовали, что электронная почта — это непрямая связь, которая не дает возможность выявить спонтанные реакции. Но общее переживание эмоций соединяет участников в группу, связывает между собой, благодаря нему у них развивается чувство близости друг к другу, даже в определенной степени чувство ответственности друг за друга. Нехватку личного контакта участники пытаются компенсировать эмотиконами.
Непосредственное отношение к психологической комфортности имеет также такое внутреннее побуждение, как страх «выразить» себя, проявить в чем-то некомпетентность и тому подобное, испортивши свой имидж (в первую очередь в своих собственных глазах, хотя обычно кажется, что перед окружающими: люди склонны приписывать другим свое собственное виденье самих себя и преувеличивать ту роль, которую они играют в жизни окружающих).