Как стать преподавателем английского языка
Блог учителя

О том, как надо и как не надо преподавать английский

Число людей, изучающих английский язык в нашей стране, стремительно растет. Учителям все чаще приходится сталкиваться с различными потребностями своих студентов, и навыки преподавания языка в школе и в университете оказываются недостаточными.

 

Предлагаю своим читателям несколько основных приемов, которые я использую в работе со своими учениками. Я подсмотрела их в блогах своих коллег — учителей английского языка по ту строну океана. И через некоторое время обнаружила, что применение этих методов делает уроки более эффективными, а мои студенты усваивают материал намного быстрее. Одновременно напишу и про ошибки в надежде на то, что вы их не повторите!

 

Ролевые модели

 

Как надо. Всегда показывайте своим студентам примеры того, что они должны сделать, Это особенно важно, когда вы обучаете их новым для них навыкам или незнакомым видам деятельности. Во время показа объясняйте все свои действия, высказывая вслух мысли, и показывая хорошие образцы ученических работ. Такое «моделирование» способствует пониманию задачи, улучшает мотивацию и повышает уверенность студента в себе. Это метод работает везде, где бы вы не вели занятия — будь то средняя школа, университет, курсы английского, или занятия по подготовке к сдаче международных экзаменов по иностранным языкам. Видя, «как это делается», он убеждается в том, что ему вполне по силам выполнить задание, если следовать показанным вами шагам.

 

Как не надо. Если вы просто скажете студентам, что надо сделать и не объясните, как это надо сделать, то вряд ли стоит ожидать хороших результатов.

 

Скорость речи и время ожидания

 

Как надо. Говорите медленно и четко, предоставляя студентам достаточно времени на то, чтобы они могли сформулировать свои ответы, будь то в разговорной или в письменной форме. Помните, что им приходится думать и выстраивать фразы, как минимум, на двух языках. Задав вопрос, подождите несколько секунд, прежде чем вызывать кого-то, кто должен ответить. Оставляя «время ожидания», вы даете своим ученикам возможность обдумать ответ и подготовить его, и, это очень важно на уроках иностранного языка — иметь время для формулирования ответа.

 

Как не надо. Не говорите слишком быстро, и если студент говорит вам, что он вас не понимает, никогда, никогда не повторяйте то же самое громче! Выберите другие слова, произнесите вопрос медленнее, разбейте сложное предложение на несколько простых.

 

Используйте неязыковые возможности

 

Как надо. Обязательно используйте на уроках визуальные эффекты, рисунки, жесты, интонации и другие невербальные сигналы, которые могут сделать ваши слова более понятными для студентов. На занятиях иностранным языком методы обучения, в которых используются визуальные представления понятий, могут оказаться чрезвычайно полезными.

 

Как не надо. Не читайте классу нудные лекции по теории иностранного языка, а также не стоит полагаться только на картинки из учебника, Найдите для себя и другие источники «визуальной помощи.»

 

Объясняйте, объясняйте, объясняйте

 

Как надо. Всегда давайте подробные устные и письменные инструкции к любому заданию. Такая практика может оказаться отличным подспорьем для всех учащихся, и особенно для тех, кто изучает иностранный язык. Кроме того, вы однажды поймете, что для учителя гораздо проще один раз написать ответ на неизбежный и всегда повторяющийся вопрос «Что мы должны делать?»

 

Как не надо. Не удивляйтесь тому, что студенты растеряются и не поймут, чего именно вы от них хотите, если вы не сумели все ясно написать и подробно растолковать каждый шаг.

 

Проверяйте понимание

 

Как надо. Регулярно проверяйте, насколько хорошо студенты понимают урок. После объяснения или в конце занятия, можете, например, сказать: «Пожалуйста, поднимите большие пальцы вверх, опустите вниз или отведите сторону, давая мне знать, ясно ли то, что вы только что узнали, или у вас что-то осталось непонятным, это просто для моего сведения». Не забудьте этот последний пассаж, если хотите, чтобы студенты ответили честно. Другой метод — раздать студентам листочки для заметок с вопросами по теме, попросив дать ответы и, покидая класс, оставить их на своих столах. Затем просто пройдитесь по классу и проверьте ответы.

 

Как не надо. Не думайте, что достаточно просто спросить класс: «Есть ли вопросы?» Этот общепринятый метод — крайне неэффективный способ понимания того, что именно узнали сегодня ваши студенты, а что осталось вне их зоны понимания. Кроме того, никогда не предполагайте, что ученики все понимают просто потому что они весь урок улыбаются и кивают головами, возможно — это всего лишь привычка быть вежливым!

 

Конечно, эту статью нельзя считать полным руководством для учителей английского языка, это всего лишь несколько самых основных методов, которыми полезно овладеть всем, кто ведет занятия по обучению иностранным языкам. Возможно, у наших читателей тоже есть свои соображения на этот счет, Почему бы вам не поделиться ими в комментариях?