Как сказать “Я не знаю” по-английски
Блог учителя

3 «убийцы» учебной мотивации студентов

«Еле держусь, чтобы не заснуть на паре», «Боже, еще две пары…» «Невыносимо нудный предмет»… Вы часто слышите эти фразы? Лично я, и за время студенчества, и за время работы преподавателем, не раз с ними сталкивалась. Каково преподавателю слышать о таком отношении к своему труду? Конечно же, очень неприятно.

 

Естественно, многое в этом вопросе зависит и от студента. Какова его изначальная мотивация при поступлении, насколько он способен концентрироваться, какая у него начальная подготовка по предмету и так далее. И все же, есть факторы, зависящие от преподавателя. Зачастую мы сами, не зная этого, выстраиваем свою работу так, что «запускаем» в учебный процесс настоящих «убийц» мотивации. О трех из них и о том, как их избежать, я расскажу в этой статье.

 

Построение занятия без учета циклов внимания

 

Человеческое внимание, как и все в этом мире, имеет свои закономерности. Концентрация внимания имеет определенные циклы. Например, цикл внимания 30 секунд. Именно за это время человек решает, будет ли слушать дальше, или нет. Следовательно, за 30 секунд необходимо обозначить тему и объяснить ее важность. Если вы не сделали этого, внимание студентов будет упущено на всю пару.

 

Также известен еще один цикл, 20 минут. Дольше этого времени человеку сложно концентрировать внимание на речи. Но что делать, если пары длятся по 1.5 часа? Ответ: организовать смену деятельности. Например, использовать во время лекции видеоматериалы, либо какие-то упражнения по теме занятия. Во время семинара также можно менять формы работы. Смена деятельности поможет меньше уставать и вам, и студентам.

Пассивное восприятие информации

 

Если на занятии активен преимущественно преподаватель, его энергия быстро расходуется, а энергия студентов подавляется, потому что не находит выхода. Здесь нам также поможет смена деятельности. Организуйте обсуждение проблемного вопроса по теме, дайте возможность высказаться студентам, если у них есть свое мнение, дайте возможность задавать вопросы, если что-либо не понятно. Это поможет повысить мотивацию и экономить энергию.

Рассеивание внимания

 

Свойство человеческого внимание таково, что оно рассеивается, если не происходит никаких изменений. Именно поэтому под монотонный голос, читающий что-либо, так легко заснуть. Но можно использовать это свойство себе на пользу. Смена интонации, эмоциональность речи, перемещение в пространстве помогают сохранять концентрацию. Конечно, все хорошо в меру, и не стоит переходить с шепота на крик, при этом бегая по аудитории.

 

Конечно же, я затронула только малую часть «убийц» учебной мотивации. Хорошая новость заключается в том, что уже разработано большое количество образовательных технологий, а также отдельных приемов и методов, которые помогают избегать этих «подводных камней». А чтобы вам было легче их освоить, вы можете воспользоваться услугами, предложенными на этом сайте.