Как поддержать разговор на английском
Блог учителя

Для чего нужны педагогические колледжи

Вопрос, вынесенный в заголовок этой статьи, вовсе не такой праздный, как это могло бы показаться. Известные инициативы чиновников от образования по закрытию педагогических колледжей не так давно наделали немало шуму в наших профессиональных кругах. Надо сказать, что я – профессиональный преподаватель — тоже далеко не сразу поняла, для чего вообще нужны педагогические колледжи.

Мое заинтересованное мнение

 

Будучи студенткой и молодым учителем, я часто недоумевала, что заставляет людей поступать в колледжи получать какое-то на мой взгляд весьма странное «среднее специальное» образование вместо гораздо лучшего – высшего. Почему выпускники школ поступают в колледж, когда перед ними — отличные высшие учебные заведения Москвы или другого города России? Понимание важности именно такого вида образования пришло ко мне, когда я водила детей на всевозможные кружки, студии, спортивные секции. Уж больно разительной были отличия между кружками, которые, казалось бы, имели очень схожую тематику.  К одному педагогу мои ребятки рвались даже во время неизбежных гриппов и орви, к другим ходить отказывались наотрез уже после первых двух-трех занятий. Когда это повторилось с очередной преподавательницей театрального искусства при известном московском театре, я решила выяснить, в чем тут дело.

Все проще, чем кажется

 

Оказалось, что «не все кружки одинаково полезны», а точнее не все их руководители имеют соответствующее образование. Согласитесь, одно дело играть, скажем, Дюймовочку, в столичном ТЮЗе и совсем другое – научить играть ту же Дюймовочку детишек из начальных классов средней школы.  Как ни странно, но даже очень хорошим профессиональным актерам редко удается увлекательно вести театральные кружки или студии, а вот люди, имеющие диплом педагога дополнительного образования, делают это порой просто великолепно, хотя сами  никогда на сцену и не выходили. Разве что в школьной самодеятельности. Это именно они – выпускники  педагогических колледжей работают в школах и  домах культуры, студиях эстетического воспитания и в кружках дворцов детского творчества, организуя познавательный досуг наших детей вне рамок обязательных образовательных программ.

На все руки мастер

 

Иногда приходится только удивляться, как многому успевают научить этих специалистов за 4 года в педагогическим колледже. Возможно, это – результат того, что в ВУЗе больший упор сделан на научную составляющую учительского образования, а в колледже – на практическую. Сколько раз, помимо курса кружковых занятий, педагог дополнительного образования вполне успешно организует внешкольные мероприятия разнообразных видов и форматов. Это могут быть викторины и конкурсы, выставки и олимпиады, спортивные и творческие соревнования. Если кто-то умеет все это делать, то возможно надо просто получить диплом педагогического колледжа по соответствующей специальности и не тратить четыре года на обучение этому мастерству. Но если кто-то не умеет такого, то никакие профессиональные высоты не заменят активного подхода к жизни, стремление привлечь детей и их родителей к участию во всех организуемых мероприятиях, суметь заинтересовать учеников в участии и мотивировать на победу.

Для кого рекомендуется специальность педагога дополнительного образования

 

По сложившейся традиции в педагогических колледжах получают образование будущие воспитатели для дошкольных заведений и учителя начальных классов. Несмотря на то, что сегодня все больше школ отдают предпочтение учителям с ВУЗовским дипломом,   я уверена, что с первоклассниками лучше управится тот, кого учили не научные статьи писать, а вести каждодневную работу с малышами. Помимо сотрудников образовательных учреждений, такой диплом не помешает и тем, кто хотел бы вести в школах и домах культуры театральные или музыкальные кружки, руководить танцевальными ансамблями или художественными студиями. Если Вы чувствуете, что именно это – Ваше призвание, Вам не стоит идти в театральный вуз, гораздо лучше этому ремеслу научат именно в педагогическом колледже.