Блог учителя

Поможет ли музыка выучить язык

Опубликованные недавно результаты исследований показали, что дети, которые занимаются музыкой в возрасте до семи лет, быстрее усваивают новые слова, лучше чувствуют грамматику и имеют более высокий вербальный IQ. Так значит, это – правда, что люди с хорошим музыкальным слухом могут выучить английский язык раньше тех, кому со слухом не так повезло?
Да, приходится признать, именно это и обнаружили исследователи. Тем не менее, ответ на вопрос о влиянии музыки на скорость изучения иностранных языков не столь однозначен, и он не одинаков: если говорить о детях, осваивающих свой родной язык, и о тех, кто учит иностранный язык.
Какие именно преимущества были найдены учеными для детей, посещающих уроки фортепиано? Как оказалось, в десять лет мозг таких детишек намного лучше обрабатывает многие грамматические проблемы. В возрасте от шести до девяти они лучше читают. В возрасте четырех лет – лучше запоминают новые слова и успешнее используют грамматические правила словообразования. Вдобавок ко всему оказалось, что даже младенцы в возрасте около одного года, которые часто слушают музыку, стремятся общаться с другими людьми более активно. Таким образом, в том, что касается освоения премудростей родного языка, можно уверенного говорить: да, уроки музыки действительно улучшают навыки ребенка.

 

Однако, когда речь идет об изучении детьми и взрослыми иностранного языка, музыка, как кажется, дает существенно меньшие преимущества, и они ограничены, главным образом, возможностями лучше слышать и увереннее воспроизводить незнакомые звуки. Например, в ходе исследований было обнаружено, что среди взрослых или детей, не имеющих музыкального образования, те, кто обладает более развитым слухом, гораздо лучше воспринимает и воспроизводит разного рода непривычные для себя лингвистические звуки, например, 4 тона китайского языка. Кроме того, люди с музыкальной подготовкой показывают много лучшие результаты в упражнениях по различению и запоминанию изучения звуков иностранной речи, а также и в обнаружении ошибок произношения. Удалось найти доказательства того, что мозг музыканта кодирует речевые звуки более эффективно и, что у музыкантов  участки мозга, которые предназначены для обработки звука, имеют структуру, отличающуюся от той, что отмечена у не-музыкантов. Подводя итог, можно сказать, что люди, которые хорошо слышат музыку, показывают лучшие результаты, когда они учатся воспринимать и произносить звуки иностранной речи.

 

Но, быть может, причина в том, что более одаренные дети обучаются в музыкальных классах в то время как других из них отчисляют, там самым лишая их возможности тренировать музыкальный слух? По данным ученых, это маловероятно. В доказательство приводится еще одно исследование, в котором несколько сотен детишек случайным образом распределили по классам музыки или живописи, и после нескольких лет обучения те, кто посещал музыкальные классы, показали лучшие языковые способности, чем их одногодки, не занимавшиеся музыкой. Тем не менее, это еще не окончательный вердикт. Пока еще совершенно не ясно, что именно в уроках музыки улучшает навыки использования языка. Является ли это результатом необходимости долго концентрировать внимание во время уроков музыки? Или, быть может, такие умения – результат многократного повторения сложных, структурированных звуковых моделей во время прослушивания музыки? Да, занятия музыкой улучшают музыкальный слух и в чем-то улучшают языковые способности, это – факт, но пока еще не совсем понятно, почему это происходит.