Учительские секреты
Принято считать, что надо делиться секретами изучения английского языка. И на ту тему написаны тысячи статей, изданы книги и в интернет имеются специальные веб-ресурсы. Гораздо в меньшем объеме представлены аналогичные полезные советы для преподавателей и школьных учителей. Однако, и это – не секрет, каждый из нас использует собственные наработки и все те жемчужины мастерства, которые сумел подсмотреть на уроках коллег, почерпнуть из статей в специальных журналах или услышать на конференциях.
Основы мастерства
Чем хороша работа в школе? Тем, что Вы изо дня в день выходите «к доске», проводя уроки в самых разных классах. Они различаются не только по возрасту и по материалу для изучения. Они различаются по личностному составу учеников, по тому, насколько они мотивированы на получение знаний, по тому, насколько быстро идет прогресс. Именно благодаря этой каждодневной «рутине», на которую мы все так часто жалуемся, у нас вырабатывается профессиональная хватка. Спустя пару лет, Вы и сами наловчитесь, моментально придумывать творческий и нестандартный план очередного урока в школе английского языка, едва бросив взгляд на учебный материал, который необходимо донести до учеников. Второй отличный навык – «с ходу» различать индивидуальный характер класса. Вы легко заметите, что ряд учеников относится к урокам иностранного языка немного «свысока», находясь в плену расхожих стереотипов «уроки в школе – не то место, где можно научиться говорить по-английски». Виной тому, зачастую, и родители, подсознательно передавшие детям мнение, что «английский язык – признак роскоши», полагая, что получить хорошие знания по этому предмету можно только в специализированных или частных школах.
Насущное знание
Однако, сегодня, хорошее владение иностранным языком – вовсе не роскошь, а суровая необходимость для всех, кто хочет чего-нибудь добиться в этой жизни. Пролистайте вакансии на сайтах поиска работы в своем регионе, и Вы найдете удобные площадки и для вакансий в том городе, где сами живете. Обратите внимание, что для претендентов на все мало-мальски интересные места есть требование – знание иностранного языка. Чаще всего — английского. Значит, одна из профессиональных целей школьного учителя иностранного языка состоит в том, чтобы не только дать знания английского и привить навыки его использования, но еще и разъяснить детям, насколько это знание необходимо. И тут не отделать расхожими фразочками «не знать языка – стыдно», или «без английского работы не найдешь». Нужны другие аргументы.
Убеждать в очевидном
Как показывает опыт, «продвигая» идею жизненной необходимости владения иностранным языком, вам не удастся отделаться расхожими доводами о том, что «сейчас очень модно говорить по-английски». Попробуйте использовать результаты исследований, опубликованных в прошлом году компанией English First. Ученые обнаружили интересную зависимость и взаимосвязь между мыслением и школьным преподаванием английского языка. Вот, что они пишут в своем отчете «В тех странах мира, где отмечено качественное школьное преподавание английского языка, ученики демонстрируют хорошее развитие бизнес-мышления и наличие навыков, необходимых в частном предпринимательстве». Обратите внимание своих учеников на стремительное развитие современной культуры многоязычия, рассказывайте о том, что умение говорить на чужом языке – это еще один признак взрослости. Проведите учебное исследование на тему о том, на каких языках говорят кумиры современных подростков.
Методики и эффект
Вам, как учителю необходимо выработать свое отношение к методикам преподавания. Возможно, что они будут разными в разных классах. Подобрав эффективные педагогические приемы для данной группы, зафиксируйте их. Помните, что в детских группах нужен стабильный подход. У вас будет много проблем. Родители, сами никогда язык не изучавшие, будут требовать быстрых результатов. Другие, считающие иностранный язык – прихотью, писать письма в РОНО с требование сократить часы на иностранный. Третьи будут настаивать на использовании каких-нибудь современных «квази»-способов обучения типа 25-го кадра. Поэтому вам потребуется выработать свое отношение и к методикам обучения и к признанным критериям оценок степени владения иностранным языком. Потому что, рано или поздно, родители Ваших учеников придут к Вам с вопросом – какой именно сертификат – CEFR или NQF, TOEFL или IELTS необходимо получить для дальнейшей успешной карьеры со знанием иностранного языка. Будьте готовы к этим вопросам и к аргументированным ответам на них. И если затем Вас попросят подготовить ребенка к сдаче этих экзаменов, можете считать, что ваша миссия как учителя выполнена успешно.