Блог учителя

Почему сотрудники ненавидят обучение и как это преодолеть

Не думайте, что людям не нравится то, что вы делаете. Просто никто не любит повышение квалификации. Никто. Вы делаете отличную работу, но все же … люди ненавидят учиться», — это прямая цитата того, что сказал мне как-то менеджер по кадрам одной из солидных гостиничных сетей России после того, как мы закончили трехнедельный курс английского языка для управляющих отелей.

Эмоции – как препятствие к получению новых знаний

 

И именно это – отрицательные эмоции слушателей в отношении обучения вообще – и есть одно из самых больших препятствий, с которым приходится иметь дело преподавателям, ведущим занятия с уже готовыми специалистами. Поверьте, такие вот заявления заставляют руководителей тренингов испытывать глубокое разочарование в том, что они делают. И – что любопытно — многие люди думают именно так, как описано в первом предложении этой статьи. Так почему же люди ненавидят обучение? И что мы можем по этому поводу сделать?

Обучение не связано с тем, что люди делают на работе

 

Учителю, конечно, не очень-то приятно это слышать. Но это — суровая реальность, с которой ежедневно сталкиваются и курсы профессиональной переподготовки, и повышение квалификации и тренинги для персонала. К сожалению, большая часть учебных программ имеет очень мало общего с реальной профессиональной деятельностью учащихся.
Мало того, в большинстве случаев организации фактически не отслеживают того, как изменился труд работников после завершения ими обучения. Разве что в отделе кадров попросят свидетельство о том, что они закончили курс. Таким образом, работодателю важно лишь то, что сотрудники прошли обучение, но не то, как оно повлияло на их труд. И это — проблема, которую мы видим во всех видах обучения.
Ценность дополнительного образования должна определяться самим работником, а не менеджером отдела развития персонала, который объявляет обязательными те или иные курсы. Сотрудники должны на деле увидеть преимущества повышения квалификации, понять, как программа обучения поможет им делать свою работу лучше. Если преподаватель сумеет соединить программу курса с должностными обязанностями сотрудника, то эту проблему можно обойти довольно успешно.

Обучение не дает необходимых ответов

 

Это, как мне кажется, самая главная причина, по которой люди не очень-то жалуют дополнительное образование. В своей каждодневной работе они находятся в ситуациях, когда от них требуется решать реальные проблемы. Но курс повышения квалификации не дает рецептов или готовых решений для них. Мало того, для некоторых организаций, проведение обучения само по себе становится началом новых проблем.

 

По данным официальной статистики, которую цитирует газета Financial Times, сотрудники, прошедшие профессиональное обучение, в конечном счете, используют только от 5 до 20 процентов тех знаний, которые они получили на курсах.

 

«По всей вероятности, — продолжает журналист FT, — ничего плохого в курсах повышения квалификации нет, и проблема лишь в том, что они были неправильно подобраны и не давали ответов на вопросы, для решения которых они были предназначены».

 

Психологи объясняют, что некоторые отделы повышения квалификации рассматривают обучение, как финал своих усилий, в то время как на самом деле образование сотрудников – это лишь составная часть общего  бизнеса компании, которая должна, в конечном счете, приводить к повышению производительности и росту прибылей.

 

К сожалению, во многих случаях, несмотря на все вложения компаний в подготовку и обучение персонала, производительность труда сотрудников после прохождения обучения не растет. Значит ли это, что обучения не требуется вообще? Нет. Возможно, дело в том, что был выбран неправильный курс. Значит, необходимо извлечь урок для себя, и начать выбирать программы, которые в точности отвечают потребностям работников. Если рынок дополнительного образования е предлагает ничего похожего, возможно, есть смысл заказать уникальный курс для конкретного предприятия