Блог учителя

Зачем я учила своего сына — подростка водить машину

Когда моему сыну было шестнадцать лет, он очень хотел научиться водить машину, и в свое время мы, не торопясь, потратили на это около 6 месяцев, за которые он стал довольно-таки опытным водителем. Затем он, конечно же, окончил официальную автошколу, прошел обучение вождению у специалистов и сдал все экзамены, Но мы уже не боялись того дня, когда он получит водительские права, потому что знали, что наш мальчик вполне освоился за рулем.

 

У каждого родителя есть естественный инстинкт — защитить своих детей от всех возможных опасностей. И поэтому позволить им сесть за руль собственного автомобиля, способного разогнаться на автостраде до 150 км/ч, кажется делом, явно противоречащим нашей родительской природе. Однако, если вы на самом деле хотите помочь своим детям чувствовать себя свободно в современном обществе, вам нужно обязательно научить их водить машину. Вы не всегда сможете (да и вряд ли захотите) постоянно возить их куда надо, когда они станут взрослыми. Конечно, сейчас есть Uber и Яндекс-такси, но я думаю, что в какой-то ваши дети и сами захотят сами ездить за рулем.

 

Для подростка получение водительских прав — большая веха в жизни, поскольку возможность самому сесть за руль означает большую независимость и свободу. Однако эта новообретенная свобода сопряжена с множеством рисков. И именно поэтому возникает соблазн вообще не учить наших подростков водить машину, а дождаться того момента, когда они станут взрослыми. Такое решение действительно защитит их о целого ряда опасностей, но это лишит нас прекрасной возможности научить своих детей важным жизненным навыкам. Кроме того, что еще даст вам уникальную возможность получать их безраздельное внимание примерно на час в день, от 3 до 5 дней в неделю в течение порядка шести месяцев?

 

Сегодня, спустя несколько лет после того, как мой сын с первого раза “сдал на права”, я готова рассказать вам, какие четыре преимущества я поняла за те 6 месяцев, что учила его водить:

 

1. Возможность проявить инициативу

 

В большинстве случаев ваши дети с нетерпением ждут очередной учебной поездки, но в некоторые дни они будут не в настроении и не захотят садиться за руль. У нас такое тоже случалось, и я всегда уважала решение своего ученика, и меняла собственные планы. В те дни, когда мы катались, я спрашивала сына, как долго он хотел бы провести в пути. Вспомните себя в первые дни за рулем. Новичку даже 15 минут за рулем могут показаться нескончаемой вечностью. Мы всегда ездили только до тех пор, пока мой ученик чувствовал себя комфортно.

 

Каждый раз, прежде чем отправляться в путь, мы обязательно обсуждали, что именно будем отрабатывать сегодня. Это позволяло подростку подумать, надо ли ему попрактиковаться в поворотах и смене полосы движения или улучшить навыки параллельной парковки. Я спрашивала мнение сына, и он сосредотачивался на том, чему хотел научиться.

 

В то же время я на каждом уроке ненавязчиво советовала ему пробовать разные навыки вождения, но делали мы это только, если это было удобно. Понимаете, о чем я? В ходе уроков вождения, я научила своего сына самому решать, чему учиться и брать процесс обучения под собственный контроль.

 

2. Возможность улучшить общение

 

Обучая сына водить машину, я постоянно контролировала то, как общаюсь с ним. Как опытный преподаватель, я понимала, что повышать голос — ни разу не лучшая идея, крик только заставляет нервничать всех участников процесса, а стресс за рулем может еще и увеличить риск аварии. К тому же критика не поможет начинающему водителю обрести уверенность в собственных силах.

 

Разумная похвала и поддержка сделали уроки вождения намного более приятными и снизили уровень стресса, без которого, конечно же, не обходилось.

 

Как снизить риск стресса? Важно давать ребенку четкие и спокойные указания и делать это своевременно, так, чтобы у него было достаточно времени сделать то, о чем я просил. Всегда лучше сказать “Мы собираемся повернуть налево на следующем перекрестке”, чем “Сейчас поверни налево!”.

 

Для того, чтобы напомнить о правилах движения, я использовала ту же методику, что и на уроках английского. Я задавала вопросы. Если он делал что-то неправильно, например, ехал слишком быстро или слишком медленно, я просила его сказать, каков был предел скорости. Когда он ехал слишком близко к машине перед нами, я просила вспомнить, какое расстояние должно быть между машинами. Однако я стараюсь не задавать слишком много вопросов, так как это отвлекает водителя и может заставить нервничать.

 

Каждый раз по окончании урока я спрашивала его, что ему понравилось, а что вызвало напряжение, мы говорили о том, что он сделал хорошо, а что могло бы быть и получше. В итоге уроки вождения научили нас общаться не на уровне родитель — ребенок или учитель — ученик, а как два взрослых человека, которые работают на общую цель.

 

3. Возможность стать более ответственным

 

Обучение вождению позволило моему сыну лучше понять степень ответственности и риски, связанные с вождением автомобиля. Мы говорили о стиле вождения и о том, как слишком высокая скорость, отвлеченное внимание, а также алкоголь могут стать причиной аварии, травмы или даже самого печального исхода. Лучший способ сделать человека ответственным водителем — это выработать хорошие навыки вождения.

 

Обучая своего ребенка вождению, вы получаете уникальную возможность лично показать ему действительно хорошие привычки опытного шофера. Даже, когда ребенок рядом, а за рулем вы сами, вы начинаете лучше контролировать свое поведение на дороге, ибо теперь вы — пример, и значит, надо демонстрировать хорошие навыки вождения.

 

Ответственное вождение также означает, что вы управляете своими эмоциями и не позволяете гневу взять над вами верх. Дети учатся на вашем примере, поэтому, если вы покажете, что неуклонно соблюдаете правила дорожного движения, то можете быть уверены, ваш сын тоже их будет соблюдать. Учась водить машину, наши дети учатся быть ответственными не только на дороге, но вообще во взрослой жизни.

 

4. Возможность обсудить траты и заработки

 

Автомобиль — не дешевое удовольствие. Для того, чтобы он мог ездить, ему нужно топливо, техническое обслуживание и страховка. Во время уроков вождения мы говорили обо всех расходах, которых требуют ежедневные поездки.

Вам это кажется само собой разумеющимся. Но для ребенка все это — Терра инкогнита. Например, мой сын был крайне удивлен, когда узнал, сколько денег нужно, чтобы иметь машину. Эти разговоры постепенно перешли в более широкое обсуждение общей финансовой ответственности, потребности планировать бюджет и того, какой доход требуется человеку, чтобы жить на уровне своих потребностей!

 

К чему я все это рассказываю?

 

Обучение подростков управлению автомобилем может быть одним из наиболее стрессовых и сложных мероприятий, которые вам придется осуществить с нашими детьми. Очевидно, что вождение автомобиля сопряжено с серьезными рисками, но разве работа с рисками и управление ими — не часть жизни? Уроки вождения, как выяснилось из моего опыта, — отличный способ научить тинейджеров справляться с потенциальными рисками и опасностями, с которыми они скорее всего столкнутся во взрослом возрасте.