Эта методика проведения уроков иностранного языка известна давно, с ней часто работали еще учителя, которые учили мою маму, но в наш век применять ее стало многократно проще. Вот я и решила сегодня рассказать о некоторых приемах развития речемыслительной деятельности слушателей курсов иностранных языков с использованием фотографий.
Традиционные способы
Конечно, все мы не раз применяли такие простейшие модели, как устное описание фотографий, написание рассказов или диалогов по фото, сочинение подписи к фотографии. Но эту тему можно развивать почти бесконечно, поддерживая я в аудитории творческую обстановку, создавая условия для возникновения неподдельного интереса учеников к общению.
С помощью ряда нехитрых в общем-то приемов можно расширить рамки ограниченного общения в классе, добавить новые возможности для речевой практики, и одновременно познакомить учеников с историей и традициями, политикой и культурой, героями и персоналиями страны, язык которой мы изучаем.
Фотоигра – «Я – репортер»
Подготовьте несколько одинаковых комплектов фотографий, которые можно взять из последних новостей – из интернета, газет или журналов. Разделите класс на группы, каждая из них должна придумать свою версию событий на фотографиях. Эту игру удобно проводить в завершении изучения той или иной темы. Выбрав соответствующие фотографии, преподаватель стимулирует учащихся использовать новую лексику.
Фотопрезентация «Я – рекламщик»
Здесь необходимо заранее попросить учеников принести фотографию, на которой был бы изображен любой предмет, который есть у них дома. В классе все вместе рассматриваем фото и учащиеся отвечают на вопрос о том, почему был сфотографирован именно этот предмет, рассказывают для чего он используется. Второй этап урока – каждый ученик получает для работы одну из принесенных фотографий. Они должны представить себя менеджерами по рекламе и их задача – представить этот продукт в своей новой рекламной компании. Готовя презентацию, ученики должны доходчиво и аргументированно объяснить, почему вы захотите купить игрушки именно этого вида, или компьютер именно этой марки, или духи именно с таким запахом, и т.п. В ходе такой презентации ученики учатся не только говорить и готовиться к докладу, но и думать непосредственно по ходу своего выступления.
Фотодиспут «Я — Художник, коллекционер, критик»
Используем на уроке фотографии, которыми, по мнению учеников, можно украсить комнаты в доме или квартире. Например, репродукции известных картин или фотографии красивых пейзажей. На уроке можно обсудить, годятся ли эти произведения для украшения интерьера. Можно сыграть сценки, в которых один из участников будет говорить от имени критика, второй — коллекционера, а третий сыграет роль художника. В ходе такого импровизированного диспута художник должен аргументированно пояснить, почему он считает тот или иной «шедевр» произведением искусства, критик может согласиться с ним или оспорить его точку зрения, а коллекционер обосновать ценность этой картины.