Фишки преподавателя

Как эффективно запоминать новые иностранные слова

Прочитав две статьи из серии «Как преподавать новые английские слова взрослым студентам”, вы знаете, как выбирать словарные темы для преподавания, и уже поняли, какой метод изучения новых слов работает наилучшим образом. Следующий вопрос, который неизменно возникает, — как запоминать новые английские слова? И на него ответит третья статья цикла “Как эффективно запоминать новые иностранные слова”.

Вы читаете вы читаете третью статью из серии «Как преподавать новые английские слова взрослым студентам”. Из первых двух частей очерка мы узнали, какие новые слова надо преподавать на курсах английского для продолжающих обучение взрослых студентов, и какой метод будет наиболее эффективен для узнавания ими новой лексики. Третья статья цикла поможет ваши ученикам быстрее и проще запоминать новые знания.

Вот о чем я рассказываю в этой статье:
1. Какие правильно выбрать слова на уроках английского для взрослых
2. Как преподавать взрослым лексические темы
3. Как запоминать новые английские слова

Все вышесказанное мною про контекст звучит почти идеально, но это не совсем так. Контекст не всегда помогает объяснить точный смысл. Я и сама лет пять использовала одно английское слово, значение которого неправильно угадала из контекста, где я его первый раз услышала. И все эти пять лет не могла понять, почему мои собеседники напрягаются, услышав это слов в диалоге. Если это случилось со мной — профессиональным переводчиком и преподаватели английского — представьте, как легко ошибиться вашим студентам, которые еще только изучают иностранных язык.

Решаем контекстные проблемы

Если по ходу урока вы поймете, что ученики “застряли” на каком-то слове или неправильно угадали его значение, не спешите сообщать им отгадку и не переводите непонятное слово на русский. Попробуйте привести другой пример использования проблемного слова или фразы и попросите учащихся сравнить два предложения. В большинстве случаев такой прием помогает понять искомый смысл.

Я также знаю, что некоторые ученики начинают паниковать, если учитель им пытается помочь на глазах у всего класса (им не хочется выглядеть глупо перед товарищами по классу). В этой ситуации намного полезнее написать второй пример на доске и заняться с учениками другими делами, позволив студентам время от времени перечитывать написанное и продолжать попытки угадывания значения новых слов. Вернуться к написанному на доске можно будет немного позже.

Без практики новые слова не запомнятся

Это кажется очевидным, но об этом часто забывают, так что я напомню еще раз. После того, как ваши ученики выучили новые слова или фразы, вам нужно заставить ими пользоваться. Это не должно быть простым повторением новых слов или фраз в ответах на задания упражнения. Ваши студенты должны строить собственные предложения с новой лексикой. Требуйте произнесения их в диалогах или ролевых играх с другими учениками. Давайте творческие письменные задания с условием применения новых слов и выражений.

Повторение — мать учения

Как только ваши ученики разберутся со значением нового слова или речевого оборота, очень полезно мотивировать их многократное употребление. Чем больше они будут использовать только что выученные слова и фразы в своих устных выступления и письменных текстах, тем больше вероятность, что новые знания закрепятся в памяти и останутся активными в будущем.

Одна из худших вещей, которые мы можем сделать как учителя английского языка — это на одном уроке дать своим студентам новые слова и больше никогда к ним не возвращаться. Если ваши слушатели не будут как можно чаще слышать, писать, читать и произносить новые слова или фразы сразу после того, как их выучили, вероятность того, что они будут использовать их в будущем, очень мала.

Чтобы избежать этого, я стараюсь начинать каждый урок с 5-10 минутной беседы. Для этого разговора я выбираю тему, в которой обязательно потребуются слова или фразы, которые класс выучил на предыдущем занятии (занятиях), и даже специально задаю вопросы н которые невозможно ответить без использования новой лексики.

В заключение

Если вы преподаете лексику, которая актуальна для большинства учащихся и для этого используете правильный контекст, способный увлечь студентов изучаемой темой, ваши уроки английского языка для взрослых становятся продуктивными.

Но заставить учеников угадывать словарный смысл через контекст — это не только способ облегчить занятия (и вашу жизнь). Использование контекста для понимания значения незнакомых слов — это важный навык, который обязательно пригодится вашим студентам в будущем. Ведь люди, которые пришли в класс сегодня, вовсе не будут ходить на уроки английского языка вечно. И мы с вами, как хорошие преподаватели английского языка (извините за напыщенность) обязаны помочь им и после окончания курса продолжать совершенствовать свой английский самостоятельно и без необходимости в аудиторных занятиях. Попробуйте сделать все именно так, как я предложила выше, и вы добьетесь этой цели.

Как не забыть английский или вспомнить его максимально оперативно.