Как учить студентов со специальными возможностями
Исследования последних лет уверенно подтверждают, что мы вполне можем научить любому предмету, включая иностранный язык, практически всех студентов, имеющих те или иные проблемы с обучаемостью, Но для этого сначала их нужно «научить учиться». С этой целью преподаватель может создавать для них конкурентные условия, а также научить демонстрировать свои познания.
Как учить, не создавая тепличных условий
По мнению опытных психологов и методистов, существует несколько педагогических приемов, применение которых дает в обучении такой аудитории наилучшие результаты:
- давайте ученику прямые и четкие указания, что и как делать;
- разъясняйте студенту, как именно нужно учиться;
- используйте последовательный, синхронный, структурированный мультисенсорный подход.
Как применять эти виды обучающих стратегий?
- разбивайте процесс обучения на небольшие шаги;
- часто проверяйте усвоение материала, проводя небольшие тесты;
- используйте диаграммы, графики и фотографии – понятные визуальные материалы, которые будут усиливать впечатления от произносимых на уроке слов;
- обеспечивайте ученикам возможность выполнять независимые, интенсивные и хорошо продуманные практические задания;
- применяйте те модели образования, которые понравятся студентам;
- придумайте стратегии подсказок, которые ваши ученики смогут использовать;
- вовлекайте учеников в процесс обучения, постоянно задавая себе такие вопросы, как «Как эта стратегия работает? Если она хороша, где еще мы могли бы ее применить?»
Развивающее обучение
Развивающее обучение с применением устройств типа «доступная среда, это именно то, что, как кажется, приносит реальные результаты. Начните уроки с преподавателем, по максимуму используя тактику опосредованного обучения, по каждому пункту задания давая своим слушателям четкие и однозначные указаниями, а затем, очень медленно начинайте отказываться от прямых указаний, добиваясь того, чтобы студенты приобретали собственные навыки обучения.
Для достижения успеха в работе со студентами с ограниченными возможностями необходимо, чтобы преподаватель фокусировал внимание на личных достижениях учеников, отслеживал прогресс каждого и использовал приемы индивидуального обучения. Это требует специального, целенаправленного, индивидуализированного, интенсивного разъяснения каждого шага в обучении для всех студентов.
Вне зависимости от того, посещает ли такой ученик обычный класс вместе с другими учениками или проходит обучение в условиях специально организованной группы студентов, очень важно оценивать достижения конкретных слушателей так, чтобы мониторить индивидуальный прогресс каждого в освоении материалов учебного плана. Личное развития должно иметь приоритет как перед проблемами всей группы, так и перед задачами учебного плана или общим образовательным контентом отдельной учебной дисциплины.