Подготовка к экзаменам

Готовимся к ЕГЭ по иностранному языку

Вопреки устоявшемуся мнению о том, что начинать изучение иностранного языка нужно с изучения алфавита, я уверена, что имеется другой способ начать, и постоянно говорю об этом своим ученикам. Итак, с чего начинать? С долгого и внимательного прослушивания английской речи. Этот основополагающий принцип я неустанно повторяю на каждом уроке и каждому ученику. Не важно, что он звучит в аудиториях у меня бесчисленное число раз. Это настолько важно для правильного изучения английского – да и любого другого — языка, что его не грех повторит и еще несколько раз.

 

Итак, оно случилось!  Федеральные образовательные стандарты теперь включают положение об еще одном обязательном едином экзамене – и это будет ЕГЭ по иностранному языку. Наверно, лучше бы по физкультуре… Мне кажется, это было бы честнее по отношению к детям.

 

Итак, что же ЕГЭ нам готовит?

 

Несмотря на то, что обязательным для всех учебных заведений новый стандарт станет только с 2020 года, уже сейчас любая школа по желанию директора и по неизвестно кем определяемой «мере готовности» может начать «апробировать» новинку российского образования хот сегодня.  При этом каждый выпускник средней школы сможет выбрать комфортный для себя уровень сдачи тестов —  базовый или углубленный. Даже я, преподаватель английского языка не могу взять в толк, зачем  это нововведение, кому от него станет лучше? Неужели наши чиновники и вправду считают, что введение ЕГЭ действительно повысит общий уровень знаний  в области иностранных языков в России?

 

Думаю об этой проблеме и вспоминаются мне лекции по теории и массового обслуживания, которые читали нам – будущим переводчикам в университете. В те годы считалось – вот-вот, еще пара-тройка лет, и компьютеры научатся переводить тексты лучше людей, и главной задачей управления любым производством станет построение системы, которая будет оптимально распределять нагрузку между людьми и машинами, отдавая вторым рутинную работу, а первым – только финальную шлифовку готового материала. Прошли годы. А мы все также переводим с английского на русский головой и набираем готовые тексты вручную, разве что на смену печатной машинке пришел ноутбук, а бумажные словари сменились электронными.

 

Неотвеченные вопросы

 

Авторитетно заявляю – это не сработает. Мало того, изучив курс английского (да, думаю, что с немецким и французским та же история) языка в российской школе, выпускники никогда не смогут сдать ЕГЭ по иностранному языку. И не только  на пресловутом «углубленном» уровне. Боюсь, что и базовый для многих останется недосягаемой вершиной. И дело не в том, что ученики плохо учатся или учителя их плохо учат. Главная беда школьного изучения иностранных языков заключается в том, что  у нас очень мало учебных часов в расписании отдано этому предмету. Учебники, по которым нам рекомендуют учить детей – написаны по старинке с использованием тех методик, по которым училась еще моя мама в послевоенной Москве. Ни о каких коммуникативных курсах методисты и слышать не хотят.  Мало того, далеко не в каждой городской школе учителя сами хорошо владеют языком, который преподают. Про сельские школы даже думать боюсь. Словом, готовить школьников к ЕГЭ по английскому и некому, и некогда.

 

Что делать выпускнику, которого ждет ЕГЭ по иностранному языку

 

Самый простой ответ — учить язык самостоятельно. Ой ли. Сколько я перевидала взрослых, у которых на такой подвиг  самодисциплины не хватает. А тут – по сути дети, о самостоятельном обучении можно забыть. Мадам из Минобра на мой вопрос ответила: «Пусть идут на курсы. Вот откройте при школе курсы – и готовьте». Сорри. Какие курсы? Кто их будет открывать? И – что гораздо важнее – кто там будет учить детей? Те же самые учителя, которые в классе не смогут с ними справиться? Вряд ли это будет иметь положительный  эффект. Третий вариант – нанимать частного репетитора. Дорого. Для большинства семей просто непосильно дорого.

 

Есть ли выход?

 

Похоже, с выходом трудно. Хотя, если будет спрос на дешевую репетиторскую силу, то тут же возникнет и предложение. Вполне можно ожидать появления нового класса репетиторов с табличкой «готовлю к ЕГЭ по иностранному языку». Никого не будет интересовать знание языка как такового. Важным будет правильно натаскать детишек отвечать на вопросы тестов. Этот новый класс учителей, поднимая новый рынок образовательных услуг, будет работать  почти бесплатно Но еще никому не удавалось давать хорошие знания и одновременно брать мизерную плату. Поэтому, лично я вижу только один достойный выход – учить язык на уроках, и учить старательно и хорошо.