Блог переводчика

10 советов для гида переводчика

Начиная с ранней весны, когда даже малейший намек на теплую погоду манит нас к перемене мест, я начинаю собирать и перетряхивать свой арсенал идей по организации экскурсий, которые позволяют мне иметь вполне приличную прибавку к зарплате переводчика.
Однако, не все ездят по городам и весям жарким летом, и зимой, и осенью случаются неожиданные звонки по телефону с просьбами выступить в роли гида переводчик для групп туристов, приехавших взобраться на Чертов палец или просто посмотреть на наши достопримечательности. И тогда я отправляюсь по любимым местам города, вооружившись десятком советов, которыми и собираюсь с вами поделиться. Как? Вы ни разу не работали экскурсоводом, и не собираетесь этим заниматься? Не страшно, все равно прочитайте, мои маленькие хитрости  помогут  вам стать хорошим туристом.

1. Смотрите на группу

 

Рассказывая о чем-то своим туристам, всегда стойте лицом к людям, а не к тому, о чем вы им говорите.  Многие гиды настолько увлекаются предметом экскурсии, что забывают о том, что они работают для людей. Один из моих личных секретов, помогающих избежать этой неприятности, заключается в том, что еще до начала путешествия, я прошу одного из гостей не стесняясь прерывать мой рассказ, если экскурсанты перестают меня слышать.

2.  Рассказывайте о себе

 

Вне зависимости от того, насколько мы любим историю и архитектуру,  люди всегда общаются с людьми. Так что всегда полезно иметь наготове несколько личных «баек», анекдотов, историй из жизни, пусть произошедших всего лишь во время ваших прошлых путешествий. Этот прием позволит вам установит с группой личный контакт и сделает ваш тур запоминающимся.

3. Рассказывайте историю (древнюю или современную)

 

Позаботьтесь о том, чтобы у вас в запасе всегда было несколько забавных и интересных сюжетных рассказов о тех зданиях и местах, которые вы осматриваете. Люди намного активнее участвуют в любом деле, когда им предлагают связную историю о людях, а не сухой перечень дат, фактов и имен.

4. Собрав группу, сразу же начинайте движение

 

Как показывает практика, многие люди теряют интерес к турам с первых же минут после старта, если гиды начинают их с длительных вступлений, в которых разъясняют тему путешествия. Забудьте об этом, даже если именно так вас учили на курсах экскурсоводов.
Вот вам мой совет: Если вы составили для себя сценарий тура, первая строка должна быть такой: «Прежде чем сказать что-нибудь своим туристам, пройдите пару десятков метров по маршруту экскурсии»

5. Не стремитесь к совершенству

 

Ваши клиенты вовсе не ожидают, что вы будете идеалом. Разрешите себе человеческие недостатки, признавая, что никто не может знать всего, и если кто-то в группе знает больше вас, приветствуйте его желание поделиться своими знаниями с группой. Чем более интерактивным будет ваш тур, тем лучше!

6. Найдите помощников по организации группы

 

Постарайтесь найти добровольца, который посчитает людей, например, при сборе в автобусе, так чтобы у вас освободилось время для ответов на вопросы ваших гостей. Разные люди отправляются в турпоездки по разным причинам, и многие хотели бы познакомиться с новыми людьми. Разного рода оргмоменты могут стать для вашего волонтера  отличным шансом получше узнать других участников группы.

 

Если не удалось найти такого добровольца заранее, сами попросите о помощи кого-нибудь из группы. За годы моей практики от такого «общественного поручения»  еще никто не отказывался,

7. Заканчивайте тур вовремя

 

Всегда старайтесь закончить экскурсию точно в срок. Или, как минимум, стремитесь к этому. На бумаге все туры кажутся слишком короткими, но в реальности они земле всегда оказываются чересчур длинными. Для экскурсии по городу — два часа это абсолютный максимум. Еще лучше от часа до полутора.

8. Ограничьте количество ораторов

 

Иногда турагентства планируют экскурсии  с несколькими гидами, каждый из которых является специалистом в своей предметной области, Но, как показывает опыт, очень трудно рассказывать о чем-то, имея на все про все лишь пять минут из всего времени путешествия, и в результате все ведущие теряют счет времени. Всеми силами избегайте подобных ситуаций, но, если они случаются, и экскурсию ведет несколько человек, заранее определитесь, кто является основным ведущим, отдайте ему право по ходу дела приглашать к микрофону других участников в качестве экспертов в той или иной области.

9. Избегайте следующих «ловушек»:

 

  • «12 (или 20 …) человек в группе — это максимум.» — Никогда не говорите ничего подобного.  Пусть это число будет определено доступным пространством в тех местах, по которым пройдет ваша экскурсия.
  • «Не проводите зимой экскурсий на открытом воздухе.» Туристы приезжают к нам в любое время года и гора Церковка в Белокурихе под снегом выглядит не менее привлекательной, чем летом и осенью.
  • «Необходимо все планировать заранее.» На самом деле, немного спонтанности  — хороший тон и очень освежает любой тур.
  • «Всегда имейте запасной план на случай дождливой погоды.» Не волнуйтесь, путешественники с удовольствием осмотрят достопримечательности и под зонтиками, и это. кстати, намного проще, чем срочное перепланирование всего путешествия.

10. Отправляйте подробную информацию по e-mail

 

Этот шаг стал моей визитной карточкой. Отправить электронную почту всей группе  не менее просто, чем отправить благодарственную открытку. Если вы можете добавить что-то еще к вашей экскурсии, разошлите туристам сообщения по электронной почте. Если добавить нечего, отправьте письмо со ссылкой на фотографии тех мест, вы побывали, и парой приветственных строк. И это – отличный шаг для получения новых клиентов на будущий год или уже завтра.