Любое детское юмористическое произведение - вещь специфическая, с набором определенных качеств. Именно таковые английские лимерики.
Словарные уроки

Nonsense = Лимерики

Лимерики люди сочиняют и рассказывают уже сотни лет. Никто не знает, кто начал их рассказывать, когда и где они возникли. Все, что мы знаем, это то, что свое название лимерики  получили от ирландского города Лимерик (расположенного в одноименном графстве). Из этой статьи вы узнаете больше о лимериках, а также сможете оценить по достоин яству их тонкий юмор.

Классические лимерике, прежде всего лимерики Эдварда Лира, очень привлекательны для изучения грамматических основ. Они одновременно и учат, и смешат,  искренне забавляют ребенка, вызывая в ответ  его искреннюю улыбку, смех… и хорошее настроение.

Но то, что вызывает смех у взрослого человека, совершенно не смешно для ребёнка. Любое детское юмористическое произведение — вещь специфическая, с набором определенных качеств. Именно таковые английские лимерики.

Так что же особенного есть в детских стихотворениях?

Почему они так нравятся детям? Чтобы это понять, надо вспомнить, что логическое мышление у ребёнка находится в зачаточном состоянии. И ему трудно переварить сложный, насыщенный причинно-следственными связями текст. Кроме того, ребенку совсем не интересны серьезные темы с «тяжелой» лексикой. Любое детское стихотворение, как правило, имеет простой, интересный и забавный для ребенка сюжет назидательного характера.

Ещё одна особенность — рифма и ритм. Наиболее частая рифма в детских стихотворениях — смежная (aabb):

Наша Маша горько плачет (a)
Уронила в речку мячик (a)
Тише, Машенька, не плачь (b)
Не утонет в речке мяч. (b)

Чуть реже встречается перекрестная рифма (abab):

Идет бычок, качается (a)
Вздыхает на ходу (b)
Уже доска кончается (a)
Сейчас я упаду. (b)

Стихотворения в этих двух рифмах очень легко, почти автоматически, запоминаются детьми.

Но помимо рифмы и интересного сюжета, детские стихотворения должны быть смешными. Каким образом влияет юмор на скорость изучения языка? Очевидно — и это подтверждается опытом преподавания различных детских языковых школ wow-english.com.ua — юмористическое воcприятие снимает психологические барьеры, и смешных стихи легче воспринимаются и запоминаются. Как именно зарождается в детском стихотворении? Обычно через постепенное, последовательное развитие интересного сюжета. Через кульминацию и развязку стихотворения, пусть смешные, но не неожиданные.

А что же мы имеем в лимерике? В классическом лимерике наблюдается интересное сочетание перекрёстной и смежной рифм (aabba), что вполне приемлемо для детского мышления:

There was an old person of Fife, (a)
Who was greatly disgusted with life; (a)
They sang him a ballad, (b)
And fed him on salad, (b)
Which cured that old person of Fife. (a)

Но юмор, тип юмора, в классическом лимерике, не со всем обычный. Эдвард Лир никогда не называл свои стишки лимериками. К каждой части своего творчества он добавлял приставку «nonsense», то есть «бессмыслица, чепуха». Он не только называл свои стишки бессмысленными (посмотрите название его любого сборника лимериков), но и делал их таковыми.

Nonsense — это особый вид ненавязчивого иррационального юмора. Энциклопедии Британика определяет лимерик как «…юмористическое или эксцентричное стихотворение, которое отличается от комического стихотворения большим стремлением к сюжетной нерациональности».

Мы знаем, что каждая строчка несёт определённую ролевую нагрузку, отвечает за отведённую ей часть развития сюжета. Композиционные правила лимерика не требуют от нас четкого развития сюжета, чем так успешно пользовался Эдвард Лир.

Например, часто упоминающееся в первой строчке географическое название, бралось им не столько ради научной точности (что бы достоверно поведать про реальные проблемы аборигена), но для антуража и рифмы. То есть совсем не обязательно во второй и третьей строчках мы узнаем про типичные проблемы/приключения жителя конкретной страны:

There was an old lady of France,
Who taught little ducklings to dance;
When she said, ‘Tick-a-Tack!’ —
They only said, ‘Quack!’
Which grieved that old lady of France.

Такая забавная «неправда» привлекает детское внимание. Часто проблемы/приключения героев Эдварда Лира были просто сказочными:

There was an old person of Rye,
Who went up to town on a fly;
But they said, ‘If you cough,
You are safe to fall off!’
You abstemious old person of Rye!’

Традиционное сюжетное несовпадение присутствует и в пятой строчке лимерика. В ней обычно даётся авторский итог вышеописанного сюжета или, опять же авторская, характеристика поведения главного героя. Авторская, значит не совсем рациональная, не вытекающая логически из сюжета:

There was a Young Lady of Troy,
Whom several large flies did annoy;
Some she killed with a thump,
Some she drowned at the pump,
And some she took with her to Troy.

Помимо таких лёгких, а иногда заметных, сюжетных диспропорций, следует обратить внимание и на лексику, употребляемую в лимериках. В своих бессмысленных стишках Эдвард Лир использует существительные и глаголы разной частотности употребления, но особым разнообразием отличаются имена прилагательные. Эти прилагательные, как правило, достаточно длинные и красиво звучащие, оказывают на детей завораживающий эффект:

…That umbrageous Old Person of Spain.
…That ecstatic Young Lady of Wales.
…That mendacious Old Person of Gretna.

Необычные красочные прилагательные, как правило, характеризуют главных героев, а, следовательно, несут назидательно-воспитательный акцент лимерика, как детского стихотворения.

Не стоит думать, что Эдвард Лир изобрёл nonsense, и только он писал в этом жанре. В 13 веке известнейший английский писатель Джефри Чосер уже писал некоторые из своих рассказов в этом стиле. Льюис Кэрролл также писал все свои рассказы в этом жанре, и не мудрено, что он писал их для детей, и дети их обожали и обожают до сих пор. Кэрролл также пробовал писать лимерики:

His sister, called Lucy O’Finner,
Grew constantly thinner and thinner;
The reason was plain,
She slept out in the rain,
And was never allowed any dinner.

Жанр nonsense, не смотря на свою простоту и лёгкость, не прост в использовании. И, сочиняя бессмысленный лимерик, можно легко сделать его просто смешным, с логическим сюжетом.

Так случилось с современными лимериками. Из-за своей лёгкости, гибкости замкнутой композиционной структуры, потрясающего чудаковатого юмора, лимерик очень нравиться детям. Некоторые учителя решили использовать лимерик в учебных целях на уроках английского языка. И это не случайный выбор. Чёткая структура, запоминающаяся рифма и хороший ритм — отличная почва для использования лимерика в отработке навыков устной речи, произношения, пополнения словарного запаса и развитии мотивации к языку. Для детей дошкольного возраста, которым не под силу запомнить и применить правила грамматики и чтения, упражнения на основе лимерика будут отличной подмогой на начальном этапе изучения английского языка.