Чтение английских книг
Подготовка к экзаменам

Пять советов по изучению литературы к экзамену

Оценка за знание литературы часто считается субъективной, если не произвольной. В конце концов, вопросы на экзаменах по литературе редко имеют один правильный ответ. Но не дайте себя обмануть. Профессора филологи не снимают баллов, потому что вы им не нравитесь или их мнение отличается от вашего. В этой статье я дам несколько простых советов по сдаче экзаменов по литературе.

Начните с основ

Допустим, вам предстоит разговор на темы по произведениям Марка Твена или Льва Толстого. Прежде чем вы начнете читать сами романы, имейте в виду, что вам нужно будет не просто дочитать до конца и узнать, чет там все закончилось, в владеть информацией о произведении так, чтобы свободно обсуждать его в классе, отвечать на вопросы и, конечно же, сдач по ним экзамен.

Будьте реалистичны — очень немногие студенты имеют время на то, чтобы несколько раз перечитывать длинные литературные произведения. Это означает, что вам нужно внимательно и эффективно читать с первого раза. Что это значит?

Всегда читайте с ручкой или карандашом в руке, чтобы делать заметки, искать ответы на вопросы и отмечать важные отрывки во время чтения. По ходу обсуждения этого произведения в классе всегда записывайте рассмотренные учителем идеи и проанализированные отрывки — весьма вероятно, что они будут в вопросах для экзамена.

Самую важную основную информацию записывайте в специальном блокноте или на первом форзаце книги. Однако, не обманывайте сами себя, вы не произведете впечатления на преподавателя, если назовете имя главного героя или сообщите, что «Моби Дик» — это британский роман восемнадцатого века. На самом деле важная информация о книге включает следующее:

  • Название и автор: это может показаться очевидным, но на экзамене вы не хотите путать Гегеля и Бабеля, Льва Толстого с Алексеем Толстым или смотреть в пустой лист, пытаясь вспомнить, кто написал №преступление и наказание”.
  • Дата и место: знайте, когда и где происходят события в каждом изучаемом произведении. Вы точно потеряете очки, если перепутаете средневековье с эпохой Возрождения. Если вам попало нечто постмодернистское, не называйте это модерном. Что касается иностранной литературы, то всегда убедитесь, что вы понимаете культурный контекст, в котором творил автор.
  • Имена персонажей: каждый раз, когда в тексте появляется новый персонаж, запишите его имя, номер страницы и краткое описание. Вам нужно будет знать, кто есть кто на экзамене.
  • Сюжет: Какой бы длинной или короткой ни была история в повествовании, убедитесь, что вы четко понимаете основные моменты сюжета. По мере чтения, в начале каждого раздела или главы пишите краткое изложение сюжета — это позволит вам быстро освежить все в памяти перед экзаменом, не перечитывая для этого весть текст.
  • Жанр: будьте точны при определении типа литературы, которую вы читаете. Преподаватель, скорее всего, снизит оценку, если вы назовете пьесу романом или пожму — стихотворением. Чем конкретнее вы будете, тем лучше. Является ли произведение «итальянской эпической поэмой», «модернистской историей», «трагедией эпохи Возрождения» или «готическим романом»?

Терминология

Уроки биологии или истории, вероятно, требуют гораздо большего запоминания, чем уроки литературы Тем не менее, ваша подготовка к егэ по литературе пройдет удачнее, и вы будете лучше справляться с письменными работами и экзаменами по литературе, если выучите основные литературные термины.

Обсуждая стихотворение, вы будете говорить о строфах, а не о параграфах, о строках, а не предложениях. Вы должны быть знакомы со “строительными блоками” писателей — метафорой, сравнением, персонификацией, рифмой, размером и формой. Ваш учители использовал такие термины, как “зевгма» или “цезура»? Если да, будьте готовы использовать эту спецлексику на экзамене.

Для каждого произведения, которое вы прочитаете в курсе литературы, вы должны быть готовы обсудить тон изложения и точку зрения автора на события. Вы должны уметь идентифицировать его тему и мотив. Вам нужно знать, как отличить коннотацию слова от его значения.

Анализируй, а не резюмируй

Хорошо, вы определили детали текста и усвоили ключевые термины. Вы готовы к экзамену? Еще нет. Конечно, при обсуждении литературного произведения важно знать подробности текста и использовать соответствующий словарный запас, однако настоящий успех на курсе литературы во многом зависит от умения студента говорить и писать аналитически.

Еще в начальной школе вас учили писать “отчеты о книгах” — резюме прочитанных книг. В таком сочинении просто говорится, что и с кем происходит. Оно представляет собой довольно бессмысленный пересказ основных сюжетных моментов. Для выпускных сочинений такой упрощенный подход не годится.

Теперь вам нужно анализировать произведение. Почему происходят те или иные события? Каковы мотивы персонажей? Почему автор писал в определенном стиле? Как на события книги влияет культурный и исторический контекст?

На экзамене по литературе вас будут оценивать не только по тому, ЧТО вы знаете, но и по тому, КАК вы думаете. Сумеете ли вы обсудить работу и заглянуть внутрь? Способны ли вы увидеть связь между произведениями? Сможете сформулировать новые идеи и сделать что-то большее, чем повторять слова учителя, сказанные в классе? Можете ли вы объяснить, как тон изложения влияет на смысл произведения, как ирония позволяет автору говорить одно, а иметь в виду совершенно другое? Можете ли вы понять социальные и политические интересы автора, зачастую скрытые в произведении?

Если вы сможете продемонстрировать такой тип критического мышления на уроках и на экзаменах, значит, вы на пути к успеху в знании литературы.

Научитесь предвидеть вопросы

Очевидно, вы можете просто вызубрить имена персонажей и правильные термины. Но сможете ли вы подготовиться к экзамену, который требует продемонстрировать навыки критического мышления? К счастью, да.

Многие экзамены по литературе содержат вопросы, требующие ответов, которые находятся в определенных параграфов изучаемых книг. Опытные педагоги задают только те вопросы, которые они считают центральными для курса. На протяжении нескольких лекций вы изучали тему революции в поэзии Блока и Маяковского? Если да, то это — весьма вероятная тема для реферата. Помните занятие, на котором вы анализировали образ шута из пьес Шекспира? Вот и еще одна потенциальная тема для экзамена.

Если вы тщательно вели записи на занятиях, вы можете попытаться угадать, какие дополнительные вопросы может задать ваш преподаватель на экзамене. Вспомните, какие важные темы вы изучали в курсе? Выпишите изо тетрадь. После того, как вы составите список возможных вопросов, потратьте несколько часов на и попрактикуйтесь в написании эссе по каждому из них. Если вы правильно угадаете вопрос, у вас будет огромное преимущество во время экзамена. Ни и даже если вы не угадали тему для экзаменационного сочинения, вы все равно хорошо подготовились к экзаменам — написание этих этих ответов заставило вас задуматься о литературе аналитически.

А как насчет шпаргалок?

Интернет и книжные магазины заполнены учебными пособиями типа “Война и Мир за пять страниц” и готовыми сочинениями. Поймите, что ваши преподаватели литературы тоже знают про существование этих руководств и, скорее всего относятся к ним крайне отрицательно. На это есть серьезная причина — огромный процент студентов переписывают оттуда свои работы, и следовательно читают какие-то конспекты, а не настоящую литературу.

Тем не менее, эти учебные пособия могут оказаться весьма полезными — они могут помочь вам понять сложный сюжет, проанализировать персонажей и определить центральные темы длинного романа. Они также могут предоставить полезные выводы, когда вы готовитесь к экзамену. Но помните, чтение хрестоматии никогда не заменяет чтение литературы — в пересказах теряется тон повествования, уникальный язык автора, детали сюжета и иные богатства оригинальной работы.