Как найти хорошего репетитора. Учитель английского
Английский для детей

Учимся у детей: Освоение языка ребёнком

Освоение детьми разговорного языка — это процесс такой же захватывающий, как изучение космоса или морских глубин. Изучение того, как ребёнок осваивает язык, подобно расшифровке хорошо закодированного шифра.

 

Даже не родившись, малыши способны слышать каждое слово своей матери. И когда они появляются на свет, то показывают, что узнают ритмы и интонации её голоса, а так же рассказы и песни, впервые услышанные ещё в утробе.

 

Навыки речи ребёнка напрямую связаны с количеством слышимых им слов или сложных разговоров, которые у него могут происходить с другими. Если малыш слышит мало слов или редко читает и разговаривает, то у него будет большая задержка в освоении языка. Это не просто технический навык, язык познается через социальное взаимодействие людей. К счастью, у нас врожденная предрасположенность обращать внимание на маленьких детей и говорить с ними.

 

Но, несмотря на тысячелетний опыт воспитания, мы на самом деле не так уж и много знаем о ранних языках и развитии мозга. Я помню, как меня несколько лет назад впечатлил лингвистический анализ языка малышей с помощью соски, подключенной к компьютеру. Последние передовые научные исследования, особенно в области нейрологии, которая измеряет магнитные поля, генерируемые активностью клеток мозга, помогают нам исследовать то, как, где и с какой частотой дети со всего света обрабатывают звуки речи в мозгу, когда слушают взрослых, говорящих на родном или иностранном языке.

 

Некоторые из этих новых технологий включают МЭГ (магнитоэнцефалография), МРТ (магнитно-резонансная томография) и ДТИ (диффузионно-тензорная методика визуализации). Профессор Дэб Рой использовал «непрерывный захват дисковых массивов» для изучения эволюции развития языка своего новорождённого сына. Со своей исследовательской группой Массачусетского технологического института профессор Рэй проанализировал способности своего сына к языку с помощью более четверти миллиона записей. Профессор Рой продемонстрировал, например, как лепет является разминкой для речи, так ребенок пытается выяснить, как заставить артикуляционные органы издавать звуки. Все мы наверняка видели, как младенцы издают обворожительные охи и ахи, когда родитель обращается к ним и улыбается.

 

Много из лепета включает в себя характерные параметры шума для их собственного языкового сообщества. В девять месяцев малыш высказывает предпочтение к прослушиванию звуковых комбинаций, которые возможны на их языке, даже если сочетания звуков не образуют реальные слова. Китайский ребёнок, слушающий быструю смену тона, начинает лепетать именно так, что звучит по китайски. Шведские младенцы лепечут с восходящей интонацией, типичной для взрослых шведов. Теперь мы лучше понимаем, чем занимаются дети, лёжа в своих кроватках и играя со звуками. Они пытаются воспроизводить речь ближайших взрослых как могут.

 

Как только дети слышать что-то, они сразу же реагируют на звук. Таким образом, они узнают о речи куда раньше того, как сами научатся говорить. В независимой деятельности, Юджит Гервейн из университета Париж Декарт и Патриция Куль из Вашингтонского университета обнаружили, что мозг ребёнка реагирует с первого дня в той последовательности, в какой звуки были расположены. Они предположили, что алгоритмы изучения языка являются частью нервной ткани младенцев с рождения. «Долгое время у нас был прямолинейный взгляд. Во-первых, дети изучают звуки, затем они понимают слов, много слов вместе. Но», — добавляет Гервейн, — «теперь мы знаем, что младенцы начинают изучать грамматические правила с самого начала». Малыши не только различают повторение, но так же то, где оно происходит в последовательности.

 

Нынче популярна теория, что младенцы «собирают статистику» о том, как часто они слышат звуки, которые хотят повторить сами. И тогда они выбирают соответствующе способом, которым дети организуют акустические потоки своей жизни. Как им это удаётся? Здесь четко видно некую генетическую заложенность, позволяющую людям приобретать язык. Но дети явно имеют мощный научно-исследовательский потенциал, в значительной мере обусловленный социальным взаимодействием. Вот что позволяет им изучать специфические свойства собственного языка с самого рождения.