Телевизионный сигнал
Наилучший способ приблизиться к пониманию телевизионного сигнала состоит в том, чтобы сначала изучить монохромную систему, а затем развить это понимание, изучив цветную систему.
Для квалифицированной работы с телевизионным сигналом, необходимо знать, из каких компонентов он состоит. Наилучший способ приблизиться к пониманию телевизионного сигнала состоит в том, чтобы сначала изучить монохромную систему, а затем развить это понимание, изучив цветную систему, т. е. проделать путь, по которому развивались сами системы.
Начнем с азов
Телевидение является процессом передачи подвижных изображений. Фактически передается серия картинок, но со скоростью, достаточно большой для того, чтобы при переходе от одной картинки к другой зритель видел бы «непрерывное» движение. Это возможно благодаря инерции зрительного восприятия человеческого глаза/мозга.
Каждый раз, когда нам не нравится картинка или звук, воспроизводимые телевизионным приемником, мы вынуждены обращаться в ремонт телевизоров. В зависимости от задачи и нашего местонахождения, мы можем сами приехать в мастерскую по ремонту телевизоров, или же пригласить мастер, который сумеет выполнить квалифицированный и недорогой ремонт телевизоров на дому, Однако, любая телемастерская или сервисный центр должна понимать, как функционирует система телевизионного вещания.
Соотношение сторон
Растр – это отношение ширины изображения к его высоте, современный стандарт растра 4:3 берет свое начало в 1930-х годах, когда были разработаны первые системы высокой четкости. Размер 4:3 был выбран в качестве компромисса из-за формата кинопленки. Сегодня растр стремится к формату 16:9.
Это аналогично тому, что происходит в кино, где фильм снимается со скоростью 24 кадра в секунду. Хотя частота кадров 24 Гц достаточна для передачи движения без рывков, восприятие искажается из-за заметного мерцания. Чтобы преодолеть это, частота кадров должна быть выше примерно 42 Гц. В кино для этого потребуется вдвое больше пленки! Этой проблеме там нашли простое решение: в кинотеатре кинопроектор демонстрирует каждый кадр дважды. В телевидении затраты на обеспечение высокой частоты кадров также чересчур велики так как, чем больше информации в секунду передается, тем дороже она становится!
Боремся с мерцанием
Число строк в кадре является важным параметром: если строк слишком мало, то строчная структура становится видимой, если их слишком много, то передается информация, которую зритель не увидит! Предел остроты зрения наступает, когда структура одной телевизионного строки стягивает угол величиной 1 секунда. Это значит, что в кадре должно быть около 600 строк.
Для преодоления эффекта «мерцания» требуется частота кадров 48 Гц. В телевидении сочтено целесообразным связать «эффективную» частоту кадров с частотой сети электропитания, то есть 60 Гц в США, 50 Гц в Европе. Но это слишком дорого, поэтому была принята система с чересстрочной разверткой – она сокращает скорость кадров вдвое, сохраняя при этом эффективную скорость мерцания 60 Гц и 50 Гц соответственно.
Основной принцип чересстрочной развертки — каждое изображение делится на количество строк, но, строки, изначально пронумерованные последовательно, сканируются в виде двух отдельных полей, в одном поле сканируются нечетные строки, а второе поле создается из четных строк.
Television signal
There is a need to be familiar with the television signal, so that routing procedures and monitoring of the signal can be handled with ease. The best way to approach an understanding of the television signal is first to look at the needs of a monochrome system and then develop this to look at the colour system, i.e. in the way in which the systems have evolved.
Television is the process of transmitting moving pictures. In practice a series of still pictures is transmitted, but at a rapid enough rate to see the change from one picture to the next picture as ‘continuous’ movement. The persistence of vision (a form of image retention) of the eye/brain means that this is possible.
This has a parallel in the film world with film shot at 24 pictures/second. Unfortunately, although a picture rate of 24 Hz is sufficient for conveying movement without ‘jerky’ transitions, the perceived picture suffers from flicker. To overcome this the picture rate needs to be above about 42 Hz. In the film world it would be expensive to shoot at 48 Hz — one would need twice as much film! The solution is a simple one: in the cinema the film projector simply displays each picture or frame twice, resulting in an effective picture rate of 48 Hz. In television the expense of a high picture rate is also prohibitive (see later note on bandwidth) — basically the more information to be transmitted in a second, the more expensive it becomes!
Aspect ratio is the ratio of picture width to picture height, the current standard of 4:3 dating back to the 1930s when early high-definition systems were developed. 4:3 was chosen as a compromise on film formats and the availability of suitable display tubes. The trend is towards 16:9 widescreen, with 14:9 as an interim measure.
The number of lines/picture is an important parameter: too few and the line structure becomes visible; too many and information is transmitted which the viewer will not see! The limit of the acuity of the eye (ability to see fine detail) occurs when the structure of one television line subtends an angle of 1 second.
To overcome ‘flicker’ effects in television an ‘effective’ picture rate linked to mains frequency was considered desirable, i.e. 60 Hz in the USA, 50 Hz in Europe. To transmit fine detail at these rates is too expensive, so a system of interlace scanning was adopted to halve the picture rate while still maintaining an effective flicker rate of 60 Hz and 50 Hz respectively.
The basic principle of interlace scanning is each picture is divided into a number of lines, but having initially numbered the lines in sequence they are scanned as two separate fields, one field scanning the odd-numbered lines and the second field made up of the even-numbered lines.