Как создать картотеку примеров
Дипломы и курсовые

Как создать картотеку примеров

Подобрав достаточно большое количество практических примеров, мы получаем возможность не только подробно и достоверно описать с разных сторон изучаемое языковое явление, но и – вполне возможно — даже найти оригинальные структурные или семантические особенности у языковых единиц. Именно поэтому так важно уметь создать картотеку примеров

Вы, несомненно, знаете, что на кафедрах филологии и лингвистики при подготовке курсовых работ, магистерских диссертаций или дипломных работ в большинстве случаев требуется составить картотеку примеров.

Зачем нужна картотека примеров

Картотека – это специальный перечень (он вовсе не обязательно должен иметь вид карточек)  примеров, которые были найдены студентом самостоятельно и которые подтверждают выбранную автором работы и отстаиваемую им точку зрения на рассматриваемую проблему.

Уже на втором курсе каждый студент понимает, что, не имея такой картотеки, свою правоту доказать довольно трудно. Подобрав достаточно большое количество практических примеров, мы получаем возможность не только подробно и достоверно описать с разных сторон изучаемое языковое явление, но и – вполне возможно — даже найти оригинальные структурные или семантические особенности у языковых единиц.

Довольно часто у слов, идиом, фразеологизмов или сленговых выражения студентам удается отыскать особенности, на которые предыдущие исследователи еще не обратили своего внимание. Даже, если Вы обращаетесь за помощью в базу дипломных работ по лингвистике или переводоведению, не забудьте напомнить авторам о необходимости составить такую картотеку. Ее наличие будет еще одним неоспоримым подтверждением самостоятельности и профессионализма выполненного исследования.

Как создать картотеку примеров

Опытные исследователи рекомендуют каждый пример помещать на отдельной странице – «карточке». Это может быт бумажный носитель или электронный файл – не важно. Главное, что искомая языковая единица заносится туда вместе с контекстом, так как это облегчит дальнейшую классификацию подбираемого для диплома или курсовой работы языкового материала.

Предположим, что Вы работаете над темой «Фразеологические единицы английского языка, в которых использованы имена числительные». Тогда  Вы можете, например, сгруппировать найденные фразеологизмы с количественными числительные, отделив их  от других устойчивых речевых оборотов, где применены порядковые числительные.

Далее, уже в рамках первой группы языковых единиц выделить те, что содержат один и тот же компонент. Это, может быть числительные «два/две» или «три», «четыре» и так далее. Если найденные примеры записывать не на отдельных страницах карточках, а в общий файл, то дальнейшая классификация рассматриваемых единиц может быть затруднена, что осложнит и подведение итогов исследования, выполняемого в ходе дипломной или курсовой работы.

Работая над тем, чтобы создать картотеку примеров, обращайте особое внимание на однотипные примеры, на повторяемость и регулярность появления описываемых языковых единиц и совпадение их свойств.

Как оформлять карточки

Если Вы выбираете примеры для изучения в произведениях художественных произведений, опубликованных материалах периодической печати или в устной речи, то обязательно проверьте целесообразно их использование по словарям. Они помогут установить корректное значение языковой единицы, определить ее нормативность (или, наоборот, ненормативность), правильно описать стилистическую окраску, узнать приблизительную частоту употребления и т.п. В карточке языковой единицы фиксируйте также и результат Вашей работы со словарями.

Грамотная карточка содержит Текст фразеологизма, контекст использования, ссылку на источник (автор, название произведения, издательство, год издания, том, глава, страница), описание из словаря с аналогичной ссылкой на все использованные в работе словари.

Другие полезные статьи про написание дипломов и курсовых