Блог учителя

Можно ли научить творчеству?

Главной формой воспитания творческих способностей является самостоятельное проведение научной работы, которая должна начинаться на этапе подготовки.

Каждый начинающий исследователь в процессе обучения пользуется методическими указаниями руководителя, определенными научными сведениями, информацией из отечественной и иностранной научной литературы. Вместе с тем, он сталкивается с рядом общих проблем. Возникают вопросы: как приобрести необходимые качества творческого исследователя? Как развивать необходимые навыки, каким путем достичь этой цели? Какие иностранные языки изучать? Творческие способности присущи всем нормально развитым людям, следовательно, все люди способны к научному творчеству.

Однако надо отметить, что в процессе работы проявляются особенности психологии людей, которые получили соответствующих навыков ­ научное призвание. Оно является не врожденным качеством, а результатом кропотливой работы, и предметом целенаправленного воспитания. Стремление к новым знаниям, или инстинкт познания является основным отличием человека от животного. Значительное место среди мотивов научной деятельности занимает также морально­психологическая сторона ­ осознание значения своего труда.

Основные психологические черты деятельности ученых Обязательным условием научных успехов является непрерывная напряженная работа, бесконечный поиск и попытка решения научной проблемы. Это касается не только точных наук. Исследованя в области иностранных языков, лингвистические изыскания и даже переводы с английского на русский научно-технической литературы также требуют от переводчика или филолога творческого подхода.

Настойчивость и непрерывность поисков необходимы потому, что вся научная работа в основном состоит из неудач, и лишь незначительная часть творчества связана с состоянием «вдохновение». Об этом свидетельствует жизни выдающихся ученых. Например, Ньютон, когда его спросили, как он открыл закон тяготения, ответил: «Я об этом много думал». Эдисон говорил, что в его изобретениях 98% «пота» и 2% «вдохновение». Опытные переводчики также рассказывают о том, что иногда правильный перевод сложных конструкций приходит в минуты озарения после долгих часов кропотливого изучеия словарей, энциклопедий и справочной литературы.

Академик В.А. Амбарцумян считает, что когда молодой ученый ограничивается лишь семичасовым рабочим днем и не работает больше 10 часов день, то он обрекает себя на неудачу в выбранной области знаний, поскольку не успевает читать необходимую научную литературу, слушать лекции, доклады, постоянно отстает от требований своего научного уровня.

Вот почему основным условием успеха начинающего исследователя является напряженная работа с изучением фундаментальных трудов и свежей периодики не только на русском, но и на иностранных языках. Необходимо помнить, что научная работа не поддается временной регламентации. Часто бывает, что необходимое видение проблемы или решения вопроса происходит в нерабочее время.

Как известно, любое научное исследование завершается написанием отчета или статьи. Поэтому ученый должен уметь правильно и грамотно подать полученные результаты, пользуясь научной терминологией и литературным языком. Необходимой чертой ученого является умение ясно и четко излагать свои мысли, говорить по существу вопроса, не прибегать к чрезмерным подробностей, логично и последовательно знакомить аудиторию с важными этапами своего исследования, из которых делать обоснованные выводы. Для этого нужно тщательно готовить свои сообщения и практиковаться в выступлениях перед аудиторией.