Можно ли научить творчеству?
Главной формой воспитания творческих способностей является самостоятельное проведение научной работы, которая должна начинаться на этапе подготовки.
Каждый начинающий исследователь в процессе обучения пользуется методическими указаниями руководителя, определенными научными сведениями, информацией из отечественной и иностранной научной литературы. Вместе с тем, он сталкивается с рядом общих проблем. Возникают вопросы: как приобрести необходимые качества творческого исследователя? Как развивать необходимые навыки, каким путем достичь этой цели? Какие иностранные языки изучать? Творческие способности присущи всем нормально развитым людям, следовательно, все люди способны к научному творчеству.
Однако надо отметить, что в процессе работы проявляются особенности психологии людей, которые получили соответствующих навыков научное призвание. Оно является не врожденным качеством, а результатом кропотливой работы, и предметом целенаправленного воспитания. Стремление к новым знаниям, или инстинкт познания является основным отличием человека от животного. Значительное место среди мотивов научной деятельности занимает также моральнопсихологическая сторона осознание значения своего труда.
Основные психологические черты деятельности ученых Обязательным условием научных успехов является непрерывная напряженная работа, бесконечный поиск и попытка решения научной проблемы. Это касается не только точных наук. Исследованя в области иностранных языков, лингвистические изыскания и даже переводы с английского на русский научно-технической литературы также требуют от переводчика или филолога творческого подхода.
Настойчивость и непрерывность поисков необходимы потому, что вся научная работа в основном состоит из неудач, и лишь незначительная часть творчества связана с состоянием «вдохновение». Об этом свидетельствует жизни выдающихся ученых. Например, Ньютон, когда его спросили, как он открыл закон тяготения, ответил: «Я об этом много думал». Эдисон говорил, что в его изобретениях 98% «пота» и 2% «вдохновение». Опытные переводчики также рассказывают о том, что иногда правильный перевод сложных конструкций приходит в минуты озарения после долгих часов кропотливого изучеия словарей, энциклопедий и справочной литературы.
Академик В.А. Амбарцумян считает, что когда молодой ученый ограничивается лишь семичасовым рабочим днем и не работает больше 10 часов день, то он обрекает себя на неудачу в выбранной области знаний, поскольку не успевает читать необходимую научную литературу, слушать лекции, доклады, постоянно отстает от требований своего научного уровня.
Вот почему основным условием успеха начинающего исследователя является напряженная работа с изучением фундаментальных трудов и свежей периодики не только на русском, но и на иностранных языках. Необходимо помнить, что научная работа не поддается временной регламентации. Часто бывает, что необходимое видение проблемы или решения вопроса происходит в нерабочее время.
Как известно, любое научное исследование завершается написанием отчета или статьи. Поэтому ученый должен уметь правильно и грамотно подать полученные результаты, пользуясь научной терминологией и литературным языком. Необходимой чертой ученого является умение ясно и четко излагать свои мысли, говорить по существу вопроса, не прибегать к чрезмерным подробностей, логично и последовательно знакомить аудиторию с важными этапами своего исследования, из которых делать обоснованные выводы. Для этого нужно тщательно готовить свои сообщения и практиковаться в выступлениях перед аудиторией.