как устранить языковой барьер
Блог учителя

Иностранный язык и языковой барьер

Самый основной барьер, который встает перед всяким, кто приступает к освоению нового для себя предмета, заключается в преодолении изначального страха перед непосильной задачей. Поэтому мы сегодня снова вернемся к вопросу о том, как устранить пресловутый языковой барьер

Люди постоянно находятся в общении – дома и на улице, на работе и в транспорте, с друзьями близкими, коллегами и совсем незнакомыми людьми. Всегда ли мы понимаем друг друга? Нет! А если мы еще и говорим на разных языках? С того дня, как на разных языках заговорили строители Вавилонской башни, людям понадобились переводчиках. Следовательно, появились люди, знающие иностранный язык.

Откуда берутся психологические языковые барьеры

Сегодня мало «читать со словарем», для того, чтобы уверенно использовать языковые  знания и умения в и повседневной жизни для общения на иностранном языке, требуется преодолеть  психологический барьер в использовании английского (или любого другого) языка. Порой ученику необходимо помочь успешно пройти коммуникативную адаптацию к новому языковому миру. Цель этого – обеспечить такое положение дел, чтобы в дальнейшем учащийся не испытывал  опасений в преодолении психологических барьеров, что позволит использовать иностранный язык как средство общения.

Как уничтожаются препятствия

У каждого учителя и в каждой языковой школе для этого имеются свои находки или авторские наработки. Кто-то использует индивидуальное психологическое консультирование для улучшения коммуникативных качеств студентов, другие преподаватели предпочитают создавать на занятиях игровую атмосферу, третьи пытаются создавать ситуации, когда студенты просто вынуждены использовать имеющиеся у них языковые познания, четвертые искусственно создают «языковую среду»: слушают аудиокниги и песни, смотрят видеофильмы с субтитрами, устраивают дискуссионные клубы для общения на английском языке. Мало того, в том, что касается психологического барьера, связанного с общением на иностранном языке, в некоторых городах есть специальные центры, занимающиеся их снятием.

Барьер 1 – начальный страх

Самый основной барьер, который встает перед всяким, кто  приступает к освоению нового для себя предмета, заключается в преодолении изначального страха перед непосильной, казалось бы, задачей. С чем этот страх может быть связан?

  • Вероятность неудачи, и как следствие – потеря веры в себя.
  • Необходимостью регулярных  и систематических занятий. Открою секрет – нет в мире методик, благодаря которым можно выучить язык без усилий, зато любая методика подойдет, если регулярно заниматься.
  • Не  тренированность мозга, который за годы после института уже отвык решать интеллектуальные задачи

Короче, пока не попробуешь, изучение иностранного языка кажется нам по плечу.

Барьер 2  — Нет времени

Не правда ли, сакраментальная фраза «нет времени» — наиболее часто встречающаяся отговорка для того, чтобы что-то не делать. Следовательно, это — самый настоящий психологический барьер. Он стоит перед нами и тогда: когда необходимо освоить язык, и его надо преодолеть. Знаете ли Вы, по какой причине бросают изучение языка подавляющее большинство людей, которые еще недавно с таким энтузиазмом за него принимались? Будь то курсы, занятия с репетитором, самостоятельное изучение или дистанционная программа, процент не добравшихся до конца курса практически одинаков для любой формы обучения. Почему так происходит? Отговорки разные, но но первом месте — «нет времени».

Барьер 3  — страх ошибки

Почему даже те: кто неплохо общается на уроках с преподавателем и коллегами по классу, замолкает при встрече с носителями языка? Почему не способен внятно связать трех слов? Почему мучительно вспоминает сложносочиненные предложения и «будущее в прошедшем». Потому, что боится ошибиться. Это – самый неприятный психологический барьер в изучении языков. Здесь противодействие одно – не бояться говорить, Носители языка Вас поймут, а если Вы их не поймете, но можно и переспросить, За спрос, как известно, денег не берут.

Разберитесь в первопричинах ваших барьеров – лингвистические ли они или собственно психологические? Если у Вас не получается нормального общения на изучаемом языке, то чаще всего именно этот факт и является основой всех прочих барьеров! Значит нужно формировать навыки устной речи на данном языке, проще говоря, ваш язык не привык говорить именно эти слова и звуки. Два простых упражнения – чтение вслух и повторение за диктором решат эту проблему за два месяца регулярных упражнений.

Строго говоря, можно отказаться от усилий и остаться  погребённым под всеми этими страхами, но вряд ли оно того стоит. Что делать? Тренировать мозг.  Для того, чтобы оставаться восприимчивым, наш разум, как и мышцы, требует регулярной нагрузки, а отсутствие времени и природную лень побеждаем правильной мотивацией.

На моем сайте есть и другие статьи про то, как преодолеть языковой барьер

Вот о чем вы можете узнать из них прямо сейчас

Прочитать сначала